Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6455; 2011, N 30, ст. 4567; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971) следующие изменения:
1) абзац первый преамбулы дополнить предложениями следующего содержания: "Природные лечебные ресурсы подлежат особой охране. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются особые требования к осуществлению курортного дела.";
2) в статье 1:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"природные лечебные ресурсы - природные ресурсы, которые обладают лечебными свойствами и могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека и организации отдыха населения;";
б) абзацы пятый - восьмой признать утратившими силу;
в) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"округ санитарной (горно-санитарной) охраны - охранная зона природных лечебных ресурсов, в границах которых установлен особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение расположенных природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения;";
г) в абзаце тринадцатом слова "и курортных регионов (районов)" исключить;
3) в пункте 2 статьи 2 слова "указанных особо охраняемых природных территорий" заменить словами "лечебно-оздоровительных местностей и курортов";
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований:
1) Правительством Российской Федерации - в случаях, если территория, которую предлагается признать лечебно-оздоровительной местностью или курортом, расположена в границах двух или более субъектов Российской Федерации, на основании совместного представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - на основании представления:
а) органа местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если такая территория расположена в границах поселения, городского округа;
б) органа местного самоуправления муниципального района в случае, если такая территория расположена в границах двух и более поселений муниципального района или на межселенной территории;
в) органов местного самоуправления городских округов и (или) муниципальных районов в случае, если такая территория расположена в границах двух и более городских округов и (или) поселений либо поселений разных муниципальных районов.
2. Порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом устанавливается Правительством Российской Федерации.
Границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов на местности не устанавливаются.";
5) статьи 4-6 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирования курортного фонда Российской Федерации:
определение единой государственной политики в области формирования, использования и охраны курортного фонда Российской Федерации, организации курортного дела, использования и охраны природных лечебных ресурсов;
установление порядка определения границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
установление порядка государственного учета курортного фонда Российской Федерации;
установление порядка выдачи лицензий на право пользования природными лечебными ресурсами;
установление порядка отнесения природных лечебных ресурсов к особо ценным;
осуществление международного сотрудничества в сфере изучения, охраны и использования природных лечебных ресурсов, развития курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
принятие решения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом в случае, если территория, которую предлагается признать лечебно-оздоровительной местностью или курортом, расположена в границах двух или более субъектов Российской Федерации, и утверждение программ развития территорий таких лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
принятие решений об изъятии и (или) о выкупе для государственных и муниципальных нужд объектов капитального строительства, строительство которых осуществлено с соблюдением требований градостроительного законодательства Российской Федерации, расположенных на территориях первой зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, в исключительных случаях, связанных с необходимостью охраны особо ценных природных лечебных ресурсов.
Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирования курортного фонда Российской Федерации:
установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами;
утверждение классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях;
осуществление государственной экспертизы разведанных запасов природных лечебных ресурсов;
утверждение описания местоположения границ и обеспечение установления на местности границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов в случаях, если указанные округа располагаются на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
утверждение описания местоположения границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов в случаях, если решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами приняты Правительством Российской Федерации в установленном им порядке;
установление правил ведения государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций;
осуществление государственного учета курортного фонда Российской Федерации, ведение государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций;
направление в Правительство Российской Федерации представлений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом в случае, если такая территория расположена в границах двух или более субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирования курортного фонда Российской Федерации:
признание территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами в случаях, если указанные территории располагаются исключительно в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, а также утверждение описания местоположения границ и программ развития территорий таких лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
утверждение по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти описания местоположения границ и установление на местности границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов в случаях, если указанные округа располагаются на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
представление совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами в случаях, если решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами принимаются Правительством Российской Федерации;
представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о внесении сведений о природных лечебных ресурсах в государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия по регулированию отношений в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирования курортного фонда Российской Федерации:
представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами в случаях, если решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений о внесении сведений о природных лечебных ресурсах в государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций.";
6) статью 7 признать утратившей силу;
7) статью 8 признать утратившей силу;
8) абзац второй пункта 1 статьи 9 признать утратившим силу;
9) в статье 10:
а) наименование после слова "Предоставление" дополнить словами "и использование";
б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Использование природных лечебных ресурсов осуществляется в соответствии с условиями лицензий, указанных в пункте 3 настоящей статьи.";
10) во втором предложении пункта 1 статьи 11 слова ", в курортных регионах (районах)" исключить;
11) главы IV и V изложить в следующей редакции:
"
Глава IV. Осуществление курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 13. Статус санаторно-курортных организаций
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс с использованием природных лечебных ресурсов, являются медицинскими организациями.
Статья 14. Требования к осуществлению курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Сведения о санаторно-курортных организациях, осуществляющих лечебный процесс с использованием природных лечебных ресурсов и расположенных на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, подлежат внесению в государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций.
2. Осуществление лечебного процесса с использованием природных лечебных ресурсов допускается исключительно в соответствии с условиями предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
3. Использование санаторно-курортными организациями при осуществлении лечебного процесса природных лечебных ресурсов допускается исключительно при условии внесения сведений об указанных природных лечебных ресурсах в государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций.
Глава V. Охрана природных лечебных ресурсов
Статья 15. Организация охраны природных лечебных ресурсов
1. Охрана природных лечебных ресурсов осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, а также норм и правил пользования природными лечебными ресурсами, нормативов и требований в области охраны окружающей среды, при соблюдении которых на территориях указанных округов санитарной (горно-санитарной) охраны сохраняются лечебно-оздоровительные и рекреационные свойства природных лечебных ресурсов.
2. В целях охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах (минеральные воды, лечебные грязи и другие природные лечебные ресурсы), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В целях охраны иных природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной охраны.
3. Решения об установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов предусматривают утверждение описания местоположения границ указанных округов.
4. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов выделяется до трех зон.
5. Первая зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов устанавливается исключительно для охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах и расположенных в местах неглубокого залегания. На территории первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением осуществления работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и о техническом регулировании допускается строительство и эксплуатация:
гидротехнических сооружений, необходимых для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при отсутствии иных вариантов их размещения;
объектов лечебно-оздоровительного, туристско-рекреационного, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, предназначенных для организации отдыха и использования населением указанных природных лечебных ресурсов;
сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением очистных сооружений), необходимых для бесперебойного и качественного обеспечения населения и расположенных на соответствующей территории объектов услугами по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению.
6. В границы второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов включаются территории, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей и минеральных вод, минеральным озерам и лиманам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, а также на которых расположены естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей.
На территории второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов запрещается проведение работ, загрязняющих указанные природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов допускается исключительно при условии соблюдения установленных нормативов и требований в области охраны окружающей среды.
7. В первой и второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны не могут размещаться объекты потенциального риска по микробиологическому, химическому и радиоактивному загрязнению природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах и расположенных в местах неглубокого залегания.
8. Третья зона округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов устанавливается в целях охраны лесов, лесопарков, парков и других зеленых насаждений, имеющих лечебно-оздоровительные свойства и выполняющих санитарно-гигиенические функции, а также лечебного климата, ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод и водосборных площадей месторождений лечебных грязей.
Осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов допускается исключительно при условии соблюдения установленных нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также требований к использованию, охране, защите, воспроизводству указанных лесов, лесопарков, парков и других зеленых насаждений.
9. Оценка состояния окружающей среды на территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов осуществляется в рамках государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
10. Убытки, связанные с ликвидацией очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, возникших по вине физических и юридических лиц, подлежат возмещению указанными лицами.
11. Со дня внесения в классификацию природных лечебных ресурсов изменений, предусматривающих исключение из нее природного ресурса, или со дня признания утратившим силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса в связи с истощением (утратой) природного ресурса действие ограничений хозяйственной и иной деятельности, предусмотренных режимом округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, прекращается.
12. Исключение природного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов или исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и санаторно-курортных организаций в связи с его истощением (утратой) является основанием для признания утратившими силу решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом в случае, если на такой территории не расположены иные природные лечебные ресурсы.
Порядок признания природного лечебного ресурса истощенным (утраченным) устанавливается Правительством Российской Федерации.
13. В целях охраны природных лечебных ресурсов, имеющих стратегическое значение для охраны здоровья граждан, такие природные лечебные ресурсы могут быть отнесены к особо ценным.
14. Обеспечение установленного режима санитарной (горносанитарной) охраны природных лечебных ресурсов осуществляется в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.
Статья 16. Государственный контроль в области обеспечения охраны природных лечебных ресурсов
1. Государственный контроль за соблюдением норм и правил пользования природными лечебными ресурсами, нормативов и требований в области охраны окружающей среды на территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного экологического надзора.
2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных леченых ресурсов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.";
12) в пункте 1 статьи 17 слова "лечебно-оздоровительных местностей и курортов" исключить, слова "лечебно-оздоровительным местностям и курортам" исключить;
13) наименование главы VII изложить в следующей редакции:
"
Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
";
14) статью 20 признать утратившей силу;
15) статью 21 после слов "лечебных ресурсов," дополнить словами "организации курортного дела на территориях".
<< Статья 2 Статья 2 |
Статья 4 >> Статья 4 |
|
Содержание Проект федерального закона N 555658-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.