Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 553284-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части перерегистрации записей актов гражданского состояния)
Досье на проект федерального закона
Органы записи актов гражданского состояния часто сталкиваются с проблемой несовершенства семейного законодательства, коллизиями и неопределенностью в вопросах применения отдельных норм права, создающих дополнительные препятствия для граждан при оказании государственных и муниципальных услуг.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект законопроекта) предлагается предоставить возможность гражданам Российской Федерации по га требованию (что концептуально не противоречит международным договорам) производить перерегистрацию записей актов гражданского состояния, зарегистрированных компетентными органами иностранных государств. Аналогичная норма установлена законодательством Республики Молдова, подписавшей 22.01.1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в редакции Протокола от 28.03.1997).
После распада СССР архивы записей актов гражданского состояния бывших союзных республик оказались на территории иностранных государств. Истребование гражданами документов из государств - членов СНГ, Балтии и дальнего зарубежья производится в соответствии с нормами международного права через центральные или территориальные органы учреждений юстиции и занимает длительный период времени.
В последние годы увеличилось количество браков и рождений детей, регистрируемых российскими гражданами в компетентных органах иностранных государств. Информация об этих актах гражданского состояния в Российской Федерации отсутствует, что ведет к искажению статистических данных о демографическом положении в Российской Федерации.
Граждане, зарегистрировавшие на территории иностранного государства брак, развод, рождение ребенка или смерть лишены возможности в полной мере реализовать свои законные права. Часто в иностранных свидетельствах и справках отсутствуют сведения, предусмотренные российским законодательством, что создает дополнительные трудности при установлении факта принадлежности документов гражданам компетентными органами Российской Федерации. В большинстве стран в документах о заключении и о расторжении брака отсутствуют сведения о фамилии граждан после заключения или расторжения брака, что создает сложности при обмене документов, удостоверяющих личность.
Отсутствие необходимых сведений или наличие ошибок в иностранных документах при ведении наследственных дел вынуждают граждан обращаться в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений.
В связи с отсутствием договоров об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, либо с тем, что соответствующие положения не предусмотрены в имеющихся договорах, в документы, выданные в удостоверение фактов регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранных государств, невозможно внести изменения и исправления в соответствии со статьями 69 и 70 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ. В таких случаях правовой и семейный статус человека, изменившийся в связи с регистрацией рождения, заключением или расторжением брака, установлением отцовства, переменой имени, усыновлением приходится подтверждать целым рядом документов, а в случае внесения неправильных или неточных сведений граждане вынуждены проходить длительную процедуру внесения изменений за пределами Российской Федерации.
Родители детей, рождение которых зарегистрировано за пределами Российской Федерации в компетентных органах иностранных государств, не имеют возможности реализовать свое право на изменение имени или фамилии ребенка в соответствии со статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации, получить справку установленного образца, подтверждающую основания внесения сведений об отце ребенка.
Перерегистрация актов гражданского состояния, составленных компетентными органами иностранных государств, позволит вести статистический учет населения, обеспечит эффективное межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг.
Следует учитывать, что перерегистрации должны подлежать только те акты гражданского состояния, которые не противоречат основам правопорядка (публичного порядка) Российской Федерации или законодательству Российской Федерации (например, недопустима перерегистрация однополых браков).
Принятие настоящего законопроекта существенно повысит качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг, создаст более комфортные условия для участников отношений, а также будет способствовать наиболее эффективному планированию и реализации государственной политики в сфере укрепления института семьи, являющейся фактором стабильности и развития государства.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджета Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.