Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 558302-6 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым возникла необходимость в интеграции новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации. Основным вопросом, который предстоит решить в рамках данной интеграции, является судьба исключительных прав на объекты промышленной собственности, действовавших на территории Республики Крым на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не затрагивает вопросы, связанные с правовой охраной интеллектуальной собственности. На основании статьи 12 данного федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Вместе с тем, принимая во внимание ряд особенностей, присущих интеллектуальным правам (нематериальность объектов прав, территориальный характер действия, а для объектов промышленной собственности - ещё и необходимость государственного администрирования), не представляется возможным применение данной статьи к охранным документам Украины на объекты промышленной собственности (что допускается, исходя из её текста).
С учётом международного опыта представляется, что интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации может быть осуществлена в следующем порядке.
1. В процессе интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации должны соблюдаться общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
2. Физическим лицам, получившим гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и юридическим лицам, подавшим заявление в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которые обладали исключительными правами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, действовавшими на территории Республики Крым на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины, будет предоставлена возможность сохранить принадлежавшие им права на территории Российской Федерации.
Если лицо, указанное в предыдущем абзаце, подало в уполномоченный орган государственной власти Украины заявку на регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака или наименования места происхождения товара, но на 18 марта 2014 года не получило охранный документ Украины, ему будет предоставлена возможность подать в Роспатент заявку на государственную регистрацию соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением даты приоритета по р шее поданной заявке.
Данные шаги, как представляется, расширят возможности субъектов предпринимательской деятельности Республики Крым и города федерального значения Севастополя по ведению хозяйственной деятельности на территории других субъектов Российской Федерации. Сопутствующая переориентация хозяйствующих субъектов на ведение дел в Российской Федерации позитивно скажется на укреплении экономических связей Республики Крым и города федерального значения Севастополя с другими субъектами Российской Федерации и, как следствие, на интеграцию данных субъектов в экономику Российской Федерации. Данные меры станут важным шагом в поддержке субъектов предпринимательской деятельности Республики Крым и города федерального значения Севастополя в их адаптации к ведению хозяйственной деятельности в Российской Федерации.
Столкновения прав, возникновение которых возможно в связи с сохранением исключительных прав, предлагается решать исходя из общих положений гражданского законодательства Российской Федерации, в том числе в рамках процедуры медиации, а также специальных положений, предусмотренных проектом федерального закона. Так, предлагается предоставить судам возможность накладывать на стороны спора обязательство использовать товарный знак или наименование места происхождения товара таким образом, чтобы такое использование исключало способность товарного знака или наименования места происхождения товара вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, например, посредством дополнения этикетки товара элементами, позволяющими потребителю однозначно идентифицировать источник происхождения товара.
3. Для сохранения исключительных прав, действовавших на территории Республики Крым на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины, от лица потребуется совершение активных действий.
Под активными действиями понимается обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган Российской Федерации в области интеллектуальной собственности для санкционирования действия этих прав на территории Российской Федерации, внесения объектов прав в соответствующие государственные реестры Российской Федерации и последующего их администрирования.
Таким образом, исключительные права сохранят лица, связывающие свою дальнейшую деятельность с Российской Федерацией и заинтересованные в Российской Федерации как в пространстве для коммерциализации принадлежащих им объектов промышленной собственности.
4. Сохранение исключительных прав, действовавших на территории Республики Крым на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины, будет возможно только на основании акта уполномоченного органа Российской Федерации.
Общемировой практикой является то, что существование исключительных прав на объекты промышленной собственности признаётся постольку, поскольку это зафиксировано уполномоченным государственным (межгосударственным) органом в специальных реестрах.
После обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган Российской Федерации в области интеллектуальной собственности он в установленном порядке санкционирует действие этих прав на территории Российской Федерации, вносит объекты прав в соответствующие государственные реестры Российской Федерации и осуществляет последующее их администрирование.
Интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации в предлагаемом порядке приведет к облегчению адаптации хозяйствующих субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя к ведению хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации за счёт:
продолжения использования привычной им стратегии ведения хозяйственной деятельности (без возникновения потребности в её корректировке с учётом появления необходимости соблюдения исключительных прав, действовавших в Российской Федерации до присоединения Республики Крым);
возможного распространения исключительных прав на территорию Российской Федерации (сохранения приоритета по ранее поданной на территории Украины заявке) и получения сопутствующих этому преимуществ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.