Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 558677-6 "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является совершенствование процедур включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и исключения из него объектов интеллектуальной собственности.
В настоящее время в соответствии со статьей 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, включаются в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Это обеспечение может осуществляться способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации (залог, поручительство и др.). При этом вместо обеспечения исполнения обязательства правообладатель вправе представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу указанных лиц.
В то же время на момент включения в таможенный реестр неизвестен круг лиц, которому может потребоваться возмещение имущественного вреда, связанного с приостановлением выпуска товаров (бенефициар), в связи с чем использование основных форм обеспечения обязательства, предусмотренного гражданским законодательством, не представляется возможным. Вместе с тем правообладатели обращаются в таможенные органы с просьбами о применении указанных форм обеспечения обязательств (например, предлагая принять в залог или на депозит те или иные денежные инструменты, валютные и материальные ценности, недвижимость).
В этой связи законопроектом предусматривается, что объекты интеллектуальной собственности будут включаться в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности только при условии, что правообладателем застрахован риск ответственности за причинение вреда в пользу заинтересованных лиц. Данное требование корреспондируется с Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г., которым в целях гарантии исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда предусмотрено только страхование.
Действующая редакция Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает, что в случае непринятия правообладателем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в течение сроков приостановления таможенными органами выпуска товаров, правообладатель несет двойную ответственность: заинтересованным лицам возмещается имущественный вред и объект интеллектуальной собственности исключается из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
В целях исключения указанной двойной ответственности, а также в целях унификации законодательства Российской Федерации о таможенном деле с таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г.) проектируемой частью 4 статьи 307 предполагается отмена санкции к правообладателю, предусматривающей исключение объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра в случае непринятия правообладателем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Кроме того, в связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 306 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" представитель правообладателя наделен полномочиями осуществлять от имени правообладателя действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, из статей 306 и 307 предлагается исключить дублирующие эту норму положения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведут к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация законопроекта повлечет необходимость подготовки нормативного правового акта ФТС России, предусматривающего внесение изменений в Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный приказом ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488.
Предметом и целью подготовки указанного проекта нормативного правового акта является уточнение перечня документов, представляемых правообладателями для включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр и процедуры исключения из таможенного реестра.
Ответственным исполнителем по разработке указанного проекта нормативного правового акта является ФТС России.
Нормативный правовой акт будет разработан в течение 45 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.