Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2010 г. N ВП-П7-21пр (пункт 13), от 16 июля 2010 г. N СИ-П7-4821 и пункта 3 плана мероприятий по реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 1177-р.
Основными целями проекта федерального закона являются организация эффективного использования федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - данные), полученных с космических аппаратов, созданных за счет средств федерального бюджета, а также полученных с космических аппаратов, созданных за счет средств физических и юридических лиц и приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также оптимизация расходования бюджетных средств при закупке таких данных.
Проект федерального закона логично дополняет существующую систему регулирования отношений, возникающих в процессах создания, функционирования и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, осуществления геодезической, картографической и иных видов деятельности, при осуществлении которых используются данные.
В этих целях проектом федерального закона предлагается дополнить действующую редакцию Закона Российской Федерации "О космической деятельности" разделом, направленным на регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по созданию и обеспечению федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - федеральный фонд), назначению оператора федерального фонда, а также определению его организационно-правовой формы. Кроме того, предлагаемыми к дополнению нормами будут урегулированы вопросы предоставления данных, содержащихся в федеральном фонде, взимания платы за предоставление этих данных.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Россйской Федерации, подведомственными им государственными бюджетными, казенными и автономными учреждениями приобретаются за бюджетные средства данные с иностранных космических аппаратов. Приобретенные данные в большинстве случаев не могут быть опубликованы и распространены иным потребителям в силу ограничений, содержащихся в лицензионных соглашениях, по которым приобретались права на использование таких данных. В связи с этим сведения о приобретенных данных не считались нужными к опубликованию и, как следствие, не были доступны для ознакомления иным потребителям.
Проектом федерального закона Российская Федерация наделяется полномочием по обеспечению создания и ведения федерального фонда данных. Кроме того, определяется статус информации, содержащейся в федеральном фонде данных, как государственного информационного ресурса.
Согласно проекту федерального закона на федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им бюджетные и казенные учреждения, за исключением федерального органа исполнительной власти в области обороны, выступающие заказчиками приобретения данных, полученных с негосударственных космических аппаратов, возлагается обязанность передать копии таких данных в федеральный фонд данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Создание и ведение федерального фонда будет организовывать федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
Создание федерального фонда будет реализовано за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Финансирование эксплуатации федерального фонда будет осуществляться за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Вопросы предоставления данных, случаев и объектов взимания платы за предоставление данных, содержащихся в федеральном фонде, также урегулированы проектом федерального закона. При этом предусмотрено принятие нормативных правовых актов Правительства Россйской Федерации, устанавливающих порядок определения размера платы за предоставление данных, содержащихся в федеральном фонде данных. Следует отметить, что стоимость самих данных в зависимости от актуальности этих данных (сроков устаревания информации) может снижаться в течение квартала, года и так далее. Указанные обстоятельства не дают возможности установить фиксированную стоимость данных, но позволяют установить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации порядок определения размеров платы в зависимости от вида данных.
Также закреплена обязанность определения порядка предоставления данных из федерального фонда за федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
В целях обеспечения возможности использования данных из федерального фонда органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными бюджетными, казенными и автономными учреждениями, а также передачи данных оператору федерального фонда данных для осуществления действий, связанных с их хранением и распространением, Перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта предусмотрена разработка в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" приказа Федерального космического агентства "Об утверждении типового контракта, типовых условий контракта на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусматривающего при его реализации использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса".
Информационные сведения (метаданные) о данных федерального фонда данных создаются для упрощения процедуры идентификации данных и включают информацию об их основных характеристиках.
Федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности устанавливаются требования к форме и содержанию информационных сведений (метаданных), включая состав основных характеристик, необходимых для идентификации данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
Согласно проекту федерального закона оператор федерального фонда в том числе осуществляет формирование информационных сведений (метаданных) о данных федерального фонда данных, что позволит оперативно создавать представление государственных потребителей о данных, имеющихся в распоряжении федерального фонда данных.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, кроме средств на ведение федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - федеральный фонд). Реализация остальных вновь возникающих полномочий федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Создание и ведение федерального фонда будет организовывать федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
Предварительный расчет, проведенный Федеральным космическим агентством, показал, что в случае создания федерального фонда с привлечением средств Оператора КС ДЗЗ затраты на создание составят 43,4 млн. рублей при ежегодном финансировании эксплуатации федерального фонда в объеме 30 млн. рублей. Создание будет реализовано за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Финансирование эксплуатации федерального фонда будет осуществляться за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
В целом создание федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли приведет к оптимизации расходов федеральных, региональных и муниципальных бюджетов, связанных с приобретением, хранением и распространением данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.