Досье на проект федерального закона
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено 6 категорий ветеранов боевых действий. В соответствии со статьей 16 этого же Федерального закона указанные категории имеют различный объем мер социальной поддержки: первые четыре (подпункты 1-4 пункта 1) - более-менее значительный, пятая (подпункт 5 пункта 1) - гораздо меньший объем этих мер, а шестая категория - лица, направленные на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам, среди которых было много женщин, - имеют чисто символические меры социальной поддержки, такие как:
- преимущественное обеспечение путевками в санатории при наличии медицинских показаний;
- преимущество при приеме в садоводческие некоммерческие объединения);
- преимущество при установке квартирных телефонов;
- использование ежегодного отпуска в удобное время.
Сегодня большинство лиц, работавших в воющем Афганистане, достигли возраста 55 лет и старше и получают трудовые пенсии. Указанные предлагаемые преимущества при обеспечении путевками в санатории (которые выделяются крайне мало и теоретически можно получить 1 раз в 4-5 лет, т.к. в первую очередь путевки выделяются для участников и инвалидов войны, участников боевых действий), при приеме в садоводческие товарищества и кооперативы, при установке квартирных телефонов (сегодня при наличии мобильных телефонов они не актуальны) носят формальный несущественный характер.
Представители общественной организации Союза женщин-ветеранов, работавших в период боевых действий в Афганистане, ставят вопрос об устранении сложившейся несправедливости и предоставлении им реальных мер социальной поддержки.
Действительно, вольнонаемные служащие Советской Армии направлялись в Афганистан военными комиссариатами по линии Министерства обороны СССР для работы на должностях по штатному расписанию в конкретных воинских частях, находившихся в Афганистане. После прибытия туда их зачисляли приказами командиров воинских частей, они давали Присягу, что отражено в их трудовых книжках. Хотя официально они не должны были участвовать в боевых действиях, многим приходилось передвигаться по обстреливаемым дорогам в составе автоколонн, перевозивших снаряды и военную технику. Нет необходимости напоминать о роли медсестер и фельдшеров, о парикмахерах, которые ездили по гарнизонам и стригли солдат и офицеров, о бухгалтерах, выезжавших на проведение инвентаризации имущества боевых подразделений воинских частей, сверку расчетов в подразделениях, о продавцах торговых пунктов Военторга, развозивших в воинские части товары массового спроса. Они также, как и солдаты и офицеры в советских гарнизонах обстреливались с гор: в июле 1986 года в Баграме был расстрелян артиллерийский склад, то же самое произошло в Пули-Хамри в августе того же года - в результате погибло множество лиц из числа вольнонаемного персонала воинских частей. После возвращения из Афганистана большинство оставшихся в живых вольнонаемных служащих Советской Армии -специалистов оказались серьезно больны из-за последствий после перенесенных заболеваний вирусным гепатитом, брюшным тифом, малярией и других болезней.
Такая же ситуация сложилась у летчиков и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в период ведения боевых действий в Афганистан, у лиц, обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации в период ведения боевых действий, находившихся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получивших ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами или медалями за участие в обеспечении указанных боевых действий, а также лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с 1979 года по декабрь 1989 года, отработавших установленный при направлении срок либо откомандированных досрочно по уважительным причинам.
При таких обстоятельствах и с учетом прошедшего времени после выезда из Афганистана (от 25 до 34 лет) эти граждане, выполнявшие свою работу в воющей# стране, нуждаются в реальной поддержке со стороны государства (поскольку Россия является правопреемницей СССР). Установленные меры социальной поддержки этих ветеранов боевых действий, зачастую одинаково рисковавших в воющем Афганистане вместе со всеми своими жизнями и здоровьем, в настоящее время практически не действуют и недостаточны для их лечения и материальной поддержки, так как у них, кроме трудовой пенсии, других источников существования нет.
В законопроекте предлагается устранить сложившийся дисбаланс в предоставлении реальных мер социальной поддержки вышеуказанным категориям ветеранов боевых действий и восстановить справедливость в отношении лиц, командированных на работу в различных частях и организациях в период боевых действий в Республике Афганистан с декабря 1979 года по декабрь 1989 года.
Расчетная численность лиц из числа указанных категорий ветеранов боевых действий в Афганистане, на которых предлагается распространить действие новой редакции статей 16 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" не превышает 13 тысяч человек. Расходы из федерального бюджета на реализацию устанавливаемых мер социальной поддержки этим категориям лиц - ветеранов, работавших в период ведения боевых действий в Афганистане, могут составить в 2015 году около 461,0 млн. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий отнесены лица (включая членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации в период ведения боевых действий, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями за участие в обеспечении указанных боевых действий, а также лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
По состоянию на 1 апреля 2013 года расчетная численность данной категории лиц-граждан России, экстраполируя численность данных лиц, установленную в г. Екатеринбурге представителями Союза женщин-ветеранов, работавших в период боевых действий в Республике Афганистан, - 140 человек при численности жителей этого города около 1 400 тысяч человек, составит около 10 тысяч человек по стране с учетом экспертной оценки, в соответствии с которой не менее трети из них получают различные меры социальной поддержки (имеют льготы) по другим основаниям.
Общая численность граждан, в настоящее время подпадающих под действие пунктов 5 и 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", по данным организаций ветеранов, участвовавших в боевых действиях в Республике Афганистан, кроме указанных выше, из числа членов летных экипажей, советников и других категорий лиц, командированных в период боевых действий в Афганистан, не превышает 3000 человек.
Таким образом, общая численность граждан, которым в законопроекте предлагается установить дополнительные меры социальной поддержки, не превысит 13 000 человек.
В соответствии с предлагаемой новой редакцией пункта 1 статьи 16 рассматриваемого Федерального закона на указанные категории ветеранов боевых действий в Республике Афганистан распространятся следующие меры социальной поддержки, по которым потребуется выделение средств из федерального бюджета:
- компенсации за предоставление льгот в виде оплаты 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (подпункт 5);
- льготы по обеспечению протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (подпункт 10).
- ежемесячные денежные выплаты, которые по состоянию на 01.04.2014 года с учетом индексаций составляют 2337 рублей 13 коп.
Льгота по оплате 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений означает необходимость компенсации управляющим компаниям и товариществам собственников жилья их выпадающих доходов в связи с предоставлением указанной льготы. Размер данной компенсации в 2015 году может составить около 230 000 000 рублей (1500 рублей х 12 мес. х 13 000 человек = 234 000 000 рублей.
Объем средств федерального бюджета, необходимый в 2015 году для финансирования расходов на оплату льготы, связанной с обеспечением протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, не превысит 20,0 млн. рублей в год.
Расходы на выплату ЕДВ в 2015 году могут составить:
(13000 чел. х 1200) х12 мес. = 187,0 млн. руб.
Таким образом, потребность в выделении на 2015 год дополнительных средств из федерального бюджета в случае принятия данного законопроекта составит:
254,0 млн. руб. +20,0 млн. руб. + 187,0 млн. руб. = 461,0 млн. руб. в год.
Финансирование расходов на реализацию предлагаемых мер социальной поддержки лиц, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона "О ветеранах", предлагается проводить через органы Пенсионного фонда Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, передаваемых ПФР в порядке трансферта в виде субвенций в порядке, определенном в пункте 7 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.