Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 561059-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" разработан в целях снижения финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которыми в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, упраздняющие процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводящие процедуру специальной оценки условий труда.
Вместе с тем введение данной процедуры, как и в случае с аттестацией рабочих мест, повлечет дополнительные финансовые затраты, которые нужно произвести для получения необходимого документа.
Введение нормативных актов, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности, негативно сказывается на показателях, характеризующих состояние сектора малого и среднего предпринимательства. В соответствии с предварительными данными Росстата значение показателя "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации" по Тюменской области в 2013 году составило -7,7 % в сравнении с предыдущим годом. При этом значение данного показателя в 2012 году составило 21,2%. В целом по Российской Федерации прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства также снизился с 20,1% в 2012 году до 3,4% в 2014 году.
Снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году в Тюменской области произошло впервые и было обусловлено увеличением обязательных платежей индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2013 года.
Так, в Тюменской области с 01.12.2012 по 15.03.2013 снято с учета порядка 5 000 индивидуальных предпринимателей, что составляло 12% от количества стоящих на учете. В целом в Российской Федерации в течение 2013 года закрылось порядка 500 000 индивидуальных предпринимателей. Данное обстоятельство повлекло также уменьшение прироста оборотов субъектов малого и среднего предпринимательства до 3,7%, в сравнении с 2012 годом, когда значение указанного показателя составило 26,1 %. В Российской Федерации значение данного показателя по итогам 2013 года составило -0,4%, в то время как в 2012 году оно составляло 10,0%.
Ежегодный рост тарифов естественных монополий, увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, предполагаемые изменения в налогообложении имущества организаций, а также высокие процентные ставки по банковским кредитам на уровне 12-15% годовых (по сравнению с 2-5 % годовых в странах ЕС) при прочих равных условиях не стимулируют положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства.
С учетом вышесказанного возложение обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда на субъекты малого и среднего предпринимательства дополнительно ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности.
Законопроектом предусматривается, что до 1 января 2017 года действие положений Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не распространяется на работодателей, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленными статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", что позволит обеспечить стабильность условий осуществления предпринимательской деятельности.
Предполагается также в период действия моратория определить государственный орган, который может осуществлять функции по специальной оценке условий труда. Учитывая серьёзность проводимых процедур и в этой связи требование определенных компетенций и профессионализма, этим государственным органом, по нашему мнению, может стать, например, Государственная инспекция труда.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует дополнительных расходов средств бюджетов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.