Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 399164-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.Н. Абалаковым, А.Е. Карповым и другими, членами Совета Федерации А.В. Беляковым, В.Н. Васильевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В законопроекте предлагается пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнить положением о том, что "гражданские пассажирские воздушные суда, осуществляющие внутренние воздушные перевозки, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданного уполномоченными органами в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса".
Необходимость такого дополнения нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений пункта 3 статьи 8, статьи 35, пунктов 1 и 2 статьи 36, пунктов 1-3, 7, 9 статьи 37 Кодекса, предусматривающих выдачу сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) уполномоченными в соответствии со статьей 6 Кодекса органами в отношении всех гражданских воздушных судов, в том числе произведенных в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации.
Вместе с тем предлагаемое проектом дополнение, как и указанные выше положения Кодекса, требуют соотнесения с положениями статей 31, 33 и 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), которые предусматривают признание договаривающимися государствами действительности удостоверений о годности к полетам, выданным в других договаривающихся государствах.
Также обращаем внимание, что положением статьи 83 bis указанной Конвенции предусмотрена возможность заключения между договаривающимися государствами соглашений о передаче государством регистрации воздушного судна государству, в котором эксплуатируется данное воздушное судно, всех или части своих функций и обязанностей, связанных с обеспечением летной годности воздушного судна (обеспечением воздушного судна удостоверением о годности к полетам), и в настоящее время Российской Федерацией заключены в соответствии с данным положением соглашения с рядом иностранных государств (например, с Францией, Ирландией, Бермудскими островами, Казахстаном, Кубой, Азербайджаном). В пункте 1 статьи 33 Кодекса, в свою очередь, закреплено положение, допускающее регистрацию гражданских воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. В связи с этим предлагаемое проектом дополнение нуждается также в соотнесении с указанными международными соглашениями и пунктом 1 статьи 33 Кодекса.
В законопроекте, кроме того, предлагается пункт 1 статьи 36 Кодекса дополнить положением о том, что "допуск к эксплуатации, включение в свидетельство эксплуатанта и использование гражданских пассажирских воздушных судов иностранного производства, имеющих календарный срок службы более 15 лет, для коммерческих воздушных перевозок не допускается". В связи с этим следует отметить, что предлагаемый в проекте запрет не является универсальным и не применяется многими иностранными государствами при выдаче ими удостоверений о годности к полетам и сертификатов (свидетельств) эксплуатанта или эквивалентных сертификату (свидетельству) документов, которые должны признаваться Российской Федерации в соответствии с международными договорами (например, указанными выше положениями статей 31, 33 и 83 bis Конвенции), а также положением пункта 3 статьи 63 Кодекса, согласно которому в отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации. При этом требует уточнении используемое понятие "календарный срок службы воздушного судна", в частности, с какой даты следует отсчитывать такой срок.
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 389601-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации", в котором срок службы, по истечении которого использование воздушного судна запрещается, установлен в 20 лет с момента выпуска воздушного судна, при этом запрет распространяется на все гражданские воздушные суда, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок, а не только на гражданские пассажирские воздушные суда иностранного производства.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.