Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 399164-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий эксплуатации гражданских воздушных судов)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 399164-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий эксплуатации гражданских воздушных судов) (далее - Законопроект), внесенным депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.Н. Абалаковым, А.Е. Карповым, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, М.В. Дегтяревым, Д.И. Савельевым, Л.Л. Левиным, М.А. Кожевниковой, В.Е. Позгалевым, Р.Ф. Абубакировым, Ю.А. Петровым, А.В. Ильтяковым, П.М. Федяевым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.В. Журко, Б.К. Балашовым, Л.А. Огуль, А.Г. Когогиной, а также членами Совета Федерации А.В. Беляковым, В.Н. Васильевым, предлагается путем дополнения действующей редакции части 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации изменить существующий порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов.
Законопроектом предлагается установить требование о том, чтобы гражданские пассажирские воздушные суда, осуществляющие внутренние воздушные перевозки, допускались к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданного уполномоченными органами Российской Федерации.
Кроме того, авторы Законопроекта, в целях обеспечения безопасности полетов и обновления парка воздушных судов отечественных перевозчиков пассажирскими самолетами, относящимися к современному поколению, Законопроектом предлагают разрешить допуск к эксплуатации и использование для коммерческих воздушных перевозок "гражданских пассажирских воздушных судов иностранного производства, имеющих календарный срок службы" не более 15 лет.
По мнению авторов Законопроекта, предлагаемые изменения обеспечат возврат полного суверенитета Российской Федерации в поддержании летной годности и безопасности полетов на внутренних воздушных линиях, будут способствовать обеспечению мобилизационной готовности воздушного транспорта, а также позволят смягчить социальные вопросы с обеспечением занятости отечественного авиационного персонала, подготовленного и допущенного к эксплуатации самолетов российского производства.
Действующая редакция статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок допуска к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов. Условием их допуска к эксплуатации, согласно действующему законодательству, является наличие сертификата летной годности. Фактически, предлагаемые нововведения выступают в роли дополнительного условия допуска к эксплуатации на внутренних воздушных линиях "гражданских пассажирских воздушных судов".
В части касающейся предложения авторов Законопроекта о допуске к эксплуатации на внутренних воздушных линиях только "гражданских пассажирских воздушных судов", имеющих сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданных уполномоченными органами Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 31 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго в 1944 году (далее - Конвенция), каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, обеспечивается удостоверением о годности к полетам, выдаваемым или которому придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано.
Согласно статьи 33 указанной Конвенции, удостоверения о годности к полетам, которые были выданы Договаривающимся государством, где зарегистрировано воздушное судно, признаются действительными и другими Договаривающимися государствами при условии, что требования, в соответствии с которыми такие удостоверения выданы, соответствуют минимальным стандартам, установленным настоящей Конвенцией, или превышают их.
Таким образом, Российская Федерация, как одно из Договаривающихся государств, обязана признавать сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданные другими Договаривающимися государствами. Тем более, что согласно пункту "а" статьи 83 bis указанной Конвенции, государство регистрации воздушного судна может по соглашению с другим Договаривающимся государством передать ему все или часть своих функций и обязанностей как государства регистрации в отношении этого воздушного судна в случае, когда данное воздушное судно эксплуатируется авиаперевозчиком, постоянное местопребывание которого находится в другом Договаривающемся государстве.
С учетом изложенного Комитет считает, что предлагаемое нововведение видится избыточным и, в случае его принятия, окажет негативное влияние как на состояние региональных авиаперевозок, так и на уровень транспортной подвижности населения.
Кроме того, следует также отметить, что ссылка на статью 6 Воздушного кодекса Российской Федерации в предлагаемом Законопроектом дополнении видится не вполне корректной, поскольку указанная статья законодательно закрепляет понятие уполномоченных органов для целей Кодекса и не содержит норм или ссылок на действия (процедуры), в соответствии с которыми, как предлагается авторами Законопроекта, уполномоченные органы выдают сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
Применительно к предложению авторов Законопроекта, предусматривающему ограничение срока эксплуатации "гражданских пассажирских воздушных судов иностранного производства", Комитет отмечает, что данное изменение вступает в противоречие с положениями части 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, которые допускают к эксплуатации все гражданские воздушные суда, которые имеют сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), вне зависимости от того, осуществляют ли они коммерческие воздушные перевозки пассажиров или нет, являются ли они воздушными судами иностранного производства или отечественного.
В данной связи также следует отметить, что положения указанной Конвенции, а также приложений к ней N 6 "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" и N 8 "Летная годность воздушных судов", обязательные для исполнения Российской Федерацией, не устанавливают какой-либо зависимости состояния летной годности воздушного судна от срока его эксплуатации.
Кроме того, применяемое в Законопроекте понятие "календарный срок службы" законодательно не определено, поэтому возникает вопрос относительно даты, от которой следует вести отсчет данного срока.
Очевидно, что законодательное ограничение срока эксплуатации гражданских воздушных судов, предназначенных для коммерческой перевозки пассажиров, не сможет оказать должного влияния на уровень и состояние безопасности полетов такого вида воздушных судов, но с неизбежностью приведет к удорожанию стоимости услуг отечественных авиакомпаний по перевозке пассажиров, за счет вынужденного обновления парка воздушных судов.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 399164-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий эксплуатации гражданских воздушных судов), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.Н. Абалаковым, А.Е. Карповым, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, М.В. Дегтяревым, Д.И. Савельевым, Л.Л. Левиным, М.А. Кожевниковой, В.Е. Позгалевым, Р.Ф. Абубакировым, Ю.А. Петровым, А.В. Ильтяковым, П.М. Федяевым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.В. Журко, Б.К. Балашовым, Л.А. Огуль, А.Г. Когогиной, а также членами Совета Федерации А.В. Беляковым, В.Н. Васильевым.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.