Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
по проекту федерального закона N 374295-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьей 12.15.1 "Умышленное создание водителем помех при управлении транспортным средством, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения (агрессивное вождение)".
Следует иметь в виду, что административная ответственность в Кодексе устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса). В этой связи обращаем внимание, что непосредственно корреспондирующие проектируемому составу административного правонарушения нормы в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствуют. В пункте 1.5 Правил дорожного движения (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения") имеет место общая формулировка, указывающая, что "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения".
На наш взгляд, предлагаемый законопроектом новый состав административного правонарушения имеет неопределенный характер, так как не ясно, что следует понимать под "опасным маневрированием", "опасным перестроением", "резким торможением" и "опасным приближением", при этом в перечисленные понятия в нормативных правовых актах Российской Федерации настоящее время не определены.
Также обращаем внимание, что в соответствии с диспозицией проектируемой статьи административная ответственность будет наступать только в случае фиксации соответствующих действий "специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или иными средствами видеофиксации (фото- и киносъемки, и (или) видеозаписи". Полагаем, что необходимо уточнить о каких средствах фиксации идет речь, поскольку в главе 12 Кодекса указываются случаи фиксации соответствующих правонарушений специальными средствами, работающими в автоматическом режиме, и в случаях фиксации правонарушений данными средствами в Кодексе предусматривается отдельный порядок назначения административного наказания (см. статью 2.6.1, часть 3 статьи 28.6, часть 6 статьи 29.10 Кодекса). Также не ясно, о каких "иных средствах видеофиксации" идет речь в законопроекте, поскольку в Кодексе данный термин не используется.
Законопроект не содержит положений, указывающих, к полномочиям каких должностных лиц органов внутренних дел (полиции) будет отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях по проектируемой статье 12.15.1 Кодекса.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.