Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 374295-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за агрессивный метод вождения)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым.
Законопроектом предусматривается дополнение 12 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 12.15.1, устанавливающей ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей за умышленное создание водителем помех при управлении транспортным средством, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения (агрессивное вождение).
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовым основанием для установления административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения являются Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения".
При этом в Правилах дорожного движения отсутствует определение таких используемых в законопроекте понятий как "опасное маневрирование", "опасное перестроение по полосам движения", "резкое торможение, совершаемое после ускорения или замедления", "опасное приближение к впереди движущемуся транспортному средству с последующим движением в непосредственной близости от него", то есть действий, как следует из наименования проектируемой статьи, составляющих "агрессивный метод вождения".
Таким образом, законопроектом предлагается самостоятельная регулятивная норма, что не относится к предмету правового регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, следует отметить актуальность обозначенной авторами проблемы. При наличии соответствующего правового основания для установления административной ответственности за действия, которые можно охарактеризовать как "агрессивный метод вождения", и учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время с участившимися случаями несоблюдения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, такая ответственность могла бы быть установлена.
По законопроекту имеется и ряд других замечаний.
Так, следует отметить, что статьями 12.14 "Нарушение правил маневрирования" и 12.15 "Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона" установлена административная ответственность за нарушение правил маневрирования и обгона.
Учитывая разницу в размерах штрафа в проектируемой статье и указанных статьях Кодекса, законопроектом для правоприменителя устанавливается необоснованно широкий уровень пределов субъективного усмотрения, что является коррупциогенным фактором.
Необходимо обратить внимание и на то, что законопроектом создается явная диспропорция в размерах административных штрафов в данной области правоотношений. Так, такое правонарушение, отличающееся не меньшей степенью общественной вредности, как проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (статья 12.12 Кодекса), влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей, а штраф за превышение установленной скорости движения на величину более восьмидесяти километров в час (статья 12.9), которое может повлечь тягчайшие последствия, также составляет пять тысяч рублей.
Кроме того, устанавливая полномочия органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов и рассмотрению дел по проектируемой статье, законопроектом не определяется, какие именно должностные лица наделяются такими полномочиями.
На основании изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "21" февраля 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.