Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 450327-6 "О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за использование технических помещений многоквартирных домов для незаконного пребывания иностранных граждан),
внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 450327-6 "О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за использование технических помещений многоквартирных домов для незаконного пребывания иностранных граждан), внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом административного правонарушения, где противоправное деяние выражается в допущении организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, использования технических помещений (технические этажи, чердаки, подвалы, иные технические помещения), входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, для незаконного пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства.
Комитет считает актуальной поднятую автором законопроекта проблему, учитывая существующую неблагоприятную практику заселения управляющими и эксплуатирующими организациями трудовых мигрантов в нежилые помещения многоквартирных домов (подвалах, чердаках, электрощитовых), в готовящихся к сносу домах. Вместе с тем предлагаемый механизм привлечения управляющей организации к административной ответственности не будет способствовать решению обозначенной проблемы в отсутствие комплексного подхода ее урегулирования, основанного на применении действующих мер ответственности, исключении коррупционных связей и схем.
В частности, Комитет обращает внимание на то, что проживание, допущение к проживанию в указанных нежилых помещениях является нарушением положений жилищного законодательства, миграционного законодательства, санитарного законодательства.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлен запрет на временное проживание в нежилых помещениях, а также на заселение в жилые помещения, признанные непригодными для проживания. Аналогичный запрет содержится в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, согласно которому не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, установленных статьей 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусмотрена статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Использование управляющей организацией в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме объектов общего имущества в таком многоквартирном доме для целей, не связанных с исполнением своих функций по управлению многоквартирным домом, которые предусмотрены жилищным законодательством Российской Федерации и договором управления многоквартирным домом, также не допускается в силу части 4 статьи 36, пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и влечет за собой возникновение гражданско-правовой ответственности.
Также управляющие организации, их должностные лица в ряде случаев могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как такие помещения должны содержаться в определенных условиях и виде (пункт 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170).
Таким образом, на сегодняшний день существуют правовые механизмы привлечения управляющих организаций к ответственности по обозначенной в пояснительной записке проблеме.
Следует отметить, что у Комитета имеются и другие замечания по законопроекту:
1. Из положения законопроекта следует, что субъектом административного правонарушения предлагается установить управляющую организацию, осуществляющую только управление многоквартирным домом, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив. То есть, фактически, соответствующая ответственность может наступить в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в многоквартирных домах, собственники помещений в которых реализуют такие способы управления как управляющей организацией и указанными жилищными объединениями. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники самостоятельно управляют своим домом путем заключения договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с управляющей организацией. Таким образом, в домах с непосредственным способом управления за указанное нарушение по предлагаемому к дополнению составу административного правонарушения никто не сможет быть привлечен.
2. Представляется необоснованным сужение перечня нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которые организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, допустила использовать для незаконного проживания, учитывая, что действующим законодательством не допускается в принципе проживание в нежилых помещениях, о чем было указано выше.
3. Комитет считает, что ограничен перечень объектов, которые организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, допустила использовать для незаконного проживания. В частности, не учтен случай заселения мигрантов в жилые помещения в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу.
4. Комитет также полагает необходимым дополнительно обсудить вопрос возложения на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы предлагаемые размеры штрафов за дополняемый состав административного правонарушения, так как расходы на уплату штрафов фактически несут собственники помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона 450327-6 "О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.