Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 168754-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения способов определения доли обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме),
внесенный Законодательным Собранием Новосибирской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 168754-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно определять доли обязательных расходов на содержание общего имущества путем заключения между ними соглашения на основании решения общего собрания.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Законопроектом предлагается дополнить указанную статью нормой, предусматривающей, что участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, если иное не предусмотрено соглашением между собственниками.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает возможности переложить бремя уплаты налогов на других лиц по соглашению сторон.
Частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Законопроектом предлагается изложить указанную статью в новой редакции, установив, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, если иное не предусмотрено соглашением между собственниками, заключенным на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на перераспределение обязанности по внесению платы за содержание лифта, лифтового оборудования, а также платы за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов между собственниками помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся не только лифты, лифтовое оборудование, но и значительная часть иного инженерного оборудования, а также технические помещения, места общего пользования, несущие и ненесущие конструкции.
Предлагаемые изменения позволят собственникам помещений в многоквартирном доме распределять бремя расходов на содержание всего общего имущества, а не только расходов, связанных с содержанием лифта, лифтового оборудования, а также платы за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, что может привести к ущемлению прав отдельных граждан.
При этом в соответствии со статьями 44-46 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании могут самостоятельно принять решение об изменении размера платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов и лифтовых шахт, входящих в состав платы за содержание общего имущества.
Кроме того, законопроектом не установлены какие-либо требования к содержанию указанного соглашения, порядку его разработки и заключения, что может привести к конфликтным ситуациям и нарушениям прав граждан при его оспаривании в судебном порядке.
Законопроектом дополняется часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой, устанавливающей право общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о заключении между собственниками помещений в многоквартирном доме соглашения об определении доли обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации указанное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем реализация указанного соглашения возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, иначе данное соглашение будет незаконным, поскольку никто не вправе отчуждать имущество граждан без их согласия или обязывать их нести расходы за содержание чужого имущества.
Таким образом, законопроектом должен быть предусмотрен специальный порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о заключении между собственниками помещений в многоквартирном доме соглашения об определении доли обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, реализация данного положения представляется затруднительной, поскольку, как показывает практика, организация участия на общем собрании всех собственников помещений в многоквартирном доме, даже при проведении его в заочной форме голосовании, является крайне сложной задачей.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Законопроектом предлагается установить, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Фактически законопроект разрешает собственникам нести бремя расходов за содержание общего имущества исходя из принципа пользования таким общим имуществом независимо от размера принадлежащей собственнику доли.
Исходя из изложенного, Комитет отмечает, что предлагаемые в законопроекте изменения нарушают принцип ответственности собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, заложенный в Гражданском кодексе Российской Федерации и Жилищном кодексе Российской Федерации.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 168754-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.