Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 571783-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в Республике Карелия и других субъектах Российской Федерации сложилась непростая ситуация с подземным водоснабжением населения из одиночных скважин или мелких водозаборов суммарной производительностью до 500 куб. метров в сутки.
На территории Республики Карелия водоснабжение населения осуществляется из 85 поверхностных источников и 73 подземных. Двенадцать подземных источников централизованного водоснабжения не соответствуют санитарным правилам и нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны (Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Лахденпохский, Сегежский, Прионежский районы).
Основные причины загрязнения подземных вод на водозаборах хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлены эксплуатацией незащищенных водоносных горизонтов в условиях значительной техногенной нагрузки. Кроме того, в результате многолетней эксплуатации подземных вод (практически все подземные водозаборы построены в советский период) на отдельных водозаборах отмечается ухудшение качества воды за счет подтока некондиционных подземных вод, что характерно не только для Карелии, но и наших соседей Республики Коми и Мурманской области.
Водоснабжение населения из подземных источников в республике осуществляют 23 предприятия системы жилищно-коммунального хозяйства, из них только половина имеет лицензии на право пользования недрами. Данная ситуация сложилась из-за сложной и дорогостоящей процедуры получения лицензии на недропользование для обеспечения деятельности водоснабжающих объектов. И даже имея лицензии организации нарушают лицензионные условия из-за отсутствия финансовых средств на реализацию данных условий в соответствии с положениями правовых актов.
Наиболее сложная ситуация с легализацией добычи воды складывается в небольших населенных пунктах, традиционно использующих подземную воду из артезианских скважин. Доход от использования подземной воды из таких водозаборов значительно ниже затрат на узаконивание этой деятельности, выполнение условий пользования недрами, связанных с оценкой, апробацией и утверждением запасов подземных вод, в соответствии с действующими нормативно-правовыми и нормативно-методическими документами.
Вместе с тем такие водозаборы невозможно закрыть, поскольку зачастую они являются единственным источником водоснабжения населенных пунктов, а уплата административного штрафа владельцем одиночной скважины или мелкого водозабора привела бы к банкротству.
На сегодняшний день добыча подземных вод одиночными водозаборными скважинами или мелкими водозаборами (с суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки) без лицензии на право пользования недрами или с нарушением лицензионных условий по своим последствиям оказалась приравненной к добыче золота, алмазов, нефти и других высоколиквидных полезных ископаемых.
Кроме получения лицензии на право пользование недрами необходимо также заключение Роспотребнадзора о качестве подземных вод и возможности их использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения. В случае если вода окажется не пригодной для водоснабжения населения необходимо строительство дорогостоящих очистных сооружений, что оказывается неподъемным для небольших водоснабжающих предприятий и кроме того увеличивает финансовую нагрузку на население.
В связи с вышеперечисленным многие водоснабжающие предприятия объявляют себя банкротами или просто отказываются осуществлять деятельность по договорам или в течение установленного в лицензии срока не приступают к пользованию недрами в предусмотренных объемах, что приводит к досрочному прекращению права пользования недрами и лицензия, выданная на 20-25 лет, пропадает.
В большинстве случаев досрочное прекращение права пользования недрами не только не отвечает интересам государства, не способствует привлечению инвестиций и формированию рыночных отношений, но и делает невозможным выполнение таких функций, как охрана окружающей среды, стимулирование эффективного и комплексного недропользования, внедрение инноваций. В то же время органы местного самоуправления, являющиеся собственниками артезианских скважин, не имеют права заниматься хозяйственной деятельностью.
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования вопросов недропользования в части использования подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Законопроектом предусматривается предоставление лицензий на право пользования подземными водами администрациям муниципальных районов и поселений, являющихся собственниками водозаборных скважин, а также предоставление совмещенной лицензии на пользование подземными водами.
Законопроект не содержит коррупциогенных факторов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.