Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575072-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" подготовлен в целях усиления административной ответственности за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, управление транспортным средством в состоянии опьянения и невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
Одна из основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в Российской Федерации - низкая дисциплина участников дорожного движения.
Так, доля погибших в ДТП по вине водителей по причине выезда на полосу встречного движения в нарушение Правил дорожного движения от общего числа погибших в Республике Татарстан составила в 2011 году - 33%, в 2012 году - 41%, в 2013 году - 49%. По итогам шести месяцев 2014 года количество погибших по этой причине составило 55%. При этом количество пресеченных нарушений данной категории практически из года в год увеличивается, так в 2011 году сотрудниками ГИБДД было пресечено 4601 фактов, а уже в 2013 году - 19 148.
Статистические данные дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей показывают, что в течение последних 10 лет количество погибших в данных происшествиях не превышало 70 человек. Однако по итогам 2013 года, несмотря на ужесточение санкций за управление транспортным средством в состоянии опьянения с 1 сентября 2013 года, коренным образом переломить ситуацию не удалось - количество погибших увеличилось и составило 97 человек, это более 15% от числа погибших по вине водителей. Необходимо отметить, что доля погибших в ДТП по вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, от общего числа погибших с 2011 года растет (2011 год - 11,6%, в 2012 год - 12,3), аналогично увеличивается количество пресеченных сотрудниками ГИБДД фактов, если в 2011 году было пресечено 19 589 фактов управления в состоянии опьянения, то уже в 2013 году - 21 319.
Сегодня такие правонарушения, как выезд на полосу встречного движения, а также управление транспортным средством в состоянии опьянения, стали особо проблемными в силу того, что предусмотренные законом административные наказания за них неадекватны возможным последствиям.
На фоне ужесточения санкций за наиболее общественно опасные административные правонарушения, например, за повторное управление транспортным средством в состоянии или с признаками опьянения (предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на три года), остался несоразмерным административный штраф за такой вид административного правонарушения, как невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
В настоящее время за данное административное правонарушение санкцией части 2 статьи 12.25 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей (до 1 сентября было от 200 до 500 рублей).
При существенной разнице в санкциях вышеуказанных статей у водителя транспортного средства законодательно предусмотрена возможность избежать административное наказание путем невыполнения законного требования сотрудника полиции об остановке и при этом быть подвергнутым административному наказанию практически в 100 раз меньшему содеянному. В связи с этим в 70% случаях, особенно в ночное время, правонарушитель с признаками опьянения, осознанно проигнорировав требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства, пытается скрыться с места совершения правонарушения, поскольку ответственность за неподчинение предусматривает максимальный штраф в размере 800 рублей. Об этом также и говорит статистика пресеченных нарушений данной категории, которая в 2011 году составила 1234 факта игнорирования требований сотрудника полиции, в 2012 году - 1422, в 2013 году - 1877.
Опыт показывает, что действенной мерой воспитания участников дорожного движения и обеспечения порядка на дорогах являются административные штрафы и соответствие их размера тяжести содеянного.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается усилить меры административного наказания, установленного частями 1 и 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части увеличения максимального срока лишения права управления транспортными средствами с двух до трех лет, а также предусмотреть за повторное совершение административного правонарушения сроки лишения права управления транспортными средствами от трех до пяти лет.
В части 4 статьи 12.15 Кодекса предлагается установить меры административного наказания в размере десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
За невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства (часть 2 статьи 12.25 Кодекса) предлагается установить размеры административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей. Указанную статью также предлагается дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или приятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, изменения или принятия нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.