Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
(внесен Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрев проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", внесенный Правительством Российской Федерации, отмечает следующее.
Указанный законопроект направлен на создание с учетом положений Конвенции о правах инвалидов взаимоувязанной системы полномочий органов государственной власти по определению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, а также оказания им помощи в реализации всех общегражданских прав в основных сферах жизнедеятельности.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в 25 федеральных законодательных актов, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией прав инвалидов в сферах социальной защиты, культуры, транспорта, здравоохранения, информации и связи, жилищной политики, избирательного права.
Конкретизируются основные условия обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, в том числе определяются особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном, автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, а также особенности предоставления им услуг связи.
Законопроектом предусмотрены условия совершенствования механизмов реабилитации, а также установления групп инвалидности, что позволит сделать медико-социальную экспертизу и реабилитацию более адресной, объективной и прозрачной.
В частности, предусматривается ведение федерального реестра инвалидов как общегосударственного механизма персонифицированной оценки эффективности реабилитации инвалидов. В данную информационную систему предлагается включить не только персональные данные инвалида, но и сведения о проводимых в отношении него реабилитационных мероприятиях, предоставляемых ему мерах социальной поддержки, а также о его трудовой деятельности. Оператором реестра предусматривается определить Минтруд России.
Законопроектом впервые вводится понятие "абилитация", под которой признается процесс и система мер по формированию отсутствовавших способностей инвалидов в отличие от восстановления имевшихся способностей, являющегося основным содержанием реабилитации. Абилитация наиболее актуальна, в частности, для детей, родившихся с нарушениями функций и структур организма.
Законопроектом вводится норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, а также дается определение данного вида дискриминации.
Эти нормы в совокупности с определением обязательных условий доступности для инвалидов объектов и услуг создают правовую основу для работы всех органов власти, в том числе судебных органов, по пресечению действий, являющихся дискриминационными по признаку инвалидности. Новое правовое регулирование позволит выявлять и квалифицировать непринятие мер по устранению барьеров, как проявление дискриминации по признаку инвалидности. Это существенно повысит ответственность всех должностных лиц за соблюдение прав инвалидов.
Необходимо отметить, что законопроектом не предусматривается установление новых мер социальной поддержки инвалидов.
Датой вступления в силу федерального закона предусматривается установить 1 января 2016 года (за исключением отдельных статей).
Законопроектом устанавливается переходный период, в течение которого органы исполнительной власти и органы местного самоуправления утверждают и реализуют мероприятия по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг ("дорожные карты"). Порядок и сроки их разработки определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
В соответствии с законопроектом порядки обеспечения условий доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов будут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере ведения исходя из финансовых возможностей бюджетной системы Российской Федерации и организаций.
Объем бюджетных ассигнований, привлекаемых для поэтапного повышения уровня доступности объектов и услуг, будет зависеть от численности проектируемых, реконструируемых и приспосабливаемых объектов.
Эта работа проводится в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (объем финансирования - 180 млрд. рублей).
Финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 5 статьи 5 законопроекта, предусматривающего формирование и ведение федерального реестра инвалидов, предлагается осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций, а также средств внебюджетных фондов, участвующих в социальной защите инвалидов.
По оценке ряда федеральных органов исполнительной власти, расходы, связанные с продолжением в период до 2020 года работы по обеспечению доступности объектов и услуг в возложенных на них сферах правового регулирования, будут изысканы в пределах бюджетного финансирования, предусматриваемого соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту предусмотренная законопроектом поэтапная реализация мер по последовательному повышению уровня доступности для инвалидов окружающей среды в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их планомерное выполнение, не выходя за рамки финансово-экономических возможностей государства.
На законопроект поступило 87 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во всех поступивших отзывах законопроект поддерживается.
Комитеты Государственной Думы по охране здоровья и по культуре (соисполнители) поддерживают принятие законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике и по экономической политике поддерживают концепцию данного законопроекта.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания по законопроекту.
Комитет полагает, что реализация положений указанного законопроекта позволит улучшить условия доступности окружающей среды, приведет к увеличению спроса на них не только со стороны инвалидов, но и для широкого круга других маломобильных граждан. Это позволит сделать условия их жизнедеятельности более комфортными и одновременно оптимизировать расходы субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
А.В. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.