Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 апреля 2014 года (протокол N 163, пункт 44) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в 25 законодательных актов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанной от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"). В частности, законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ряд других. Нормы законопроекта направлены на создание с учетом положений Конвенции о правах инвалидов взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти). Аналогичное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлено и подпунктом 18 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Вместе с тем, изменениями, предлагаемыми подпунктом "а" пункта 3 статьи 2 законопроекта, перечень федеральных учреждений культуры и искусства будет утверждаться Правительством Российской Федерации, а не уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Однако соответствующих изменений в подпункт 18 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ не вносятся, что, по мнению Комитета, может привести к правовой коллизии.
Также, согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства. Пунктом 4 статьи 5 законопроекта предлагается дополнить указанное положение и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации также правом определять порядок проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости. Однако необходимо учесть, что согласно статье 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ указанные специальные мероприятия проводятся не только органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и федеральными органами государственной власти. Тем самым, согласно предлагаемым изменениям, органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут определять такой порядок и для федеральных органов государственной власти.
Кроме того в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 статьи 5 законопроекта определение порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не правом, как это установлено статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Указанная правовая неопределенность, по мнению Комитета, может вызвать трудности в практике исполнения положений федерального законодательства.
Подпунктом "б" пункта 4 статьи 17 законопроекта статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить частью 2.3 и установить, что органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля привлекают к осуществлению надзора и контроля за обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям полномочных представителей общественных организаций инвалидов. Вместе с тем, законопроектом не определяется компетенция таких полномочных представителей. Кроме того авторами законопроекта не учитываются положения статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которой установлено, что государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль осуществляются уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем полагаем, что указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Необходимо также отметить, что согласно пояснительной записке при условии закрепления на законодательном уровне полномочий органов государственной власти по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с реализацией норм Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации будет сформирована правовая база для создания и обеспечения инвалидам условий доступности объектов и услуг, компенсирующих ограничения жизнедеятельности, характерные для инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.