Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов",
внесённый Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", внесённый Правительством Российской Федерации (далее - проект), и сообщает.
Проект предполагает внесение в ряд законодательных актов, в том числе в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" изменений, направленных на обеспечение прав инвалидов. Предлагаемые изменения обусловлены положениями ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.).
В пояснительной записке к проекту отмечается, что изменения в перечисленные законодательные акты в сфере культуры обусловлены тем, что названной Конвенцией предусмотрено, что государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к местам культурных мероприятий или услуг, к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость. Предлагаемые изменения направлены на установление порядка и условий обеспечения доступности для инвалидов культурных благ, библиотек и предоставляемых ими услуг, объектов культурного наследия, музеев и возможности ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, а также утверждение критериев отбора национальных фильмов, подлежащих обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счет средств федерального бюджета.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта.
При этом необходимо отметить следующее.
В абзаце седьмом статьи 4 проекта слово "условия" представляется целесообразным заменить словами "создание условий", что более соответствует формулировкам пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О библиотечном деле". Аналогично - в абзаце девятом статьи 4 проекта.
Норму, предлагаемую проектом в статью 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", полагаем необходимым включить в указанную статью в соответствии с её логикой не частью второй, а частью четвёртой. Соответственно, в абзаце втором статьи 6 проекта слово "второй" следует заменить словом "четвёртой", а абзац четвёртый статьи 6 проекта изложить в следующей редакции: "2) часть четвёртую считать частью пятой.".
Абзац второй статьи 7 проекта полагаем необходимым изложить в следующей редакции: "утверждение порядка отбора национальных фильмов, подлежащих обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счёт средств федерального бюджета, и осуществление такого отбора.".
Представляется целесообразным по тексту проекта слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и культурного наследия" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры".
В части изменений, предлагаемых статьёй 12 проекта в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия), необходимо учитывать следующее.
Изменениями к статьям 9, 9.2 и 9.3 данного Федерального закона, определенные этими статьями полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предложено дополнить полномочиями по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений или городских округов.
В соответствии со статьей 52 данного Федерального закона объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, используется, в том числе, при условии обеспечения доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Обязательствами по обеспечению доступа к памятнику истории и культуры Федеральным законом об объектах культурного наследия обременены пользователи объектов культурного наследия - арендаторы, а также юридические лица, которым объекты культурного наследия предоставлены на праве безвозмездного пользования.
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, государственные органы охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия не являются правообладателями объектов культурного наследия, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений или городских округов.
В связи с этим полагаем, что обязанность по обеспечению условий доступности объектов культурного наследия для инвалидов должна быть закреплена за правообладателями объектов культурного наследия в рамках выполнения ими обязанности по обеспечению доступа к памятникам истории и культуры.
Положения законопроекта, наделяющие органы охраны объектов культурного наследия полномочиями по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не решают проблемы по обеспечению такой доступности в отношении объектов культурного наследия, не отнесенных к государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом об объектах культурного наследия предусмотрено, что на объектах культурного наследия проводятся работы по сохранению указанных объектов, виды и порядок проведения которых предусмотрены статьями 40 - 45 данного Федерального закона. К работам по сохранению объектов культурного наследия относятся также работы по приспособлению памятника истории и культуры для современного использования.
Приспособление объекта культурного наследия для обеспечения доступности к ним инвалидов также должно осуществляться в рамках работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования.
К полномочиям органов охраны объектов культурного наследия, установленным статьей 45 Федерального закона об объектах культурного наследия, относятся выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение указанных работ, а также согласование проектной документации на проведение таких работ.
В соответствии с этими полномочиями, с учетом необходимости сохранения предмета охраны объекта культурного наследия, государственные органы охраны объектов культурного наследия определяют возможность допустимого приспособления памятника истории и культуры под необходимые цели современного использования.
С учетом изложенного к полномочиям государственных и муниципальных органов охраны объектов культурного наследия, определенным статьями 9, 9.2, 9.3 Федерального закона об объектах культурного наследия целесообразно отнести определение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия. Соответственно пункт 32 статьи 12 законопроекта должен предусматривать полномочие федерального органа государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия по установлению порядка определения таких условий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 32 статьи 12" следует читать "абзац третий пункта 1 статьи 12"
С учётом всего изложенного Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" и рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.