Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
Согласно пояснительной записке целью законопроекта является создание с учетом положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ, (далее - Конвенция) взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав. Внесение соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации позволит сформировать правовую базу для создания и обеспечения инвалидам условий доступности объектов и услуг, компенсирующих ограничения жизнедеятельности, характерные для инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 17 законопроекта).
Комитет поддерживает основные концептуальные положения законопроекта в части внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации с учетом социальной значимости вопроса. Так, одним из признаваемых Конвенцией прав является право на беспрепятственный доступ инвалидов к жилым домам. Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В связи с чем, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству признает крайне необходимым совершенствование законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов, как в целом, так и в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость доработки законопроекта с учетом следующих замечаний.
1. Пунктом 1 статьи 17 законопроекта предлагается закрепить в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем создания инвалидам условия для беспрепятственного доступа к жилым и нежилым помещениям, общему имуществу в многоквартирных домах. По мнению Комитета, данное положение следует конкретизировать в части принадлежности жилых и нежилых помещений, в отношении которых органы государственной власти обеспечивают создание инвалидам соответствующих условий, с учетом того, что в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
2. Пунктом 3 статьи 17 законопроекта предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации установление требований, которым должно отвечать жилое помещение по приспособлению для использования инвалидами. В этой связи следует отметить, что в настоящее время требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Данные требования распространяются на все жилые помещения на территории Российской Федерации и в случае, если жилое помещение не отвечает таким требованиям, оно подлежит признанию непригодным для проживания. Учитывая, что в домах сложившейся застройки чаще всего имеются жилые помещения, которые невозможно приспособить для использования инвалидами, установление данного положения в Жилищном кодексе Российской Федерации может привести к признанию большого количества жилых помещений непригодными для проживания. В связи с чем, Комитет полагает целесообразным отдельно установить соответствующие требования, несоблюдение которых должно влечь за собой не признание жилого помещения непригодным для проживания, а, например, предоставление другого жилого помещения, которое приспособлено или может быть приспособлено для использования инвалидами.
3. Следует уточнить предмет деятельности органа государственного жилищного надзора (подпункт "а" пункта 4 статьи 17 законопроекта), учитывая, что требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям действующим законодательством Российской Федерации не установлены, а их установление не предусматривается в законопроекте.
4. Комитет также считает необходимым определить роль полномочных представителей общественных организаций инвалидов при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля за обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям, которых законопроектом предлагается привлекать органом государственного жилищного надзора и органом муниципального жилищного контроля (подпункт "б" пункта 4 статьи 17 законопроекта).
Кроме того, вызывает сомнение сама возможность привлечения органом муниципального контроля полномочных представителей общественных организаций инвалидов, при том, что у них отсутствуют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля за обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям.
5. Требует обсуждения положение законопроекта, связанного с возложением на товарищества собственников жилья обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирному дому и жилым помещения (пункт 5 статьи 17 законопроекта).
Во-первых, представляется необоснованным возлагать обязанность по созданию соответствующих условий в зависимости от способа управления многоквартирным домом. То есть такая обязанность не возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, реализующих непосредственный способ управления им, или на управляющие организации, а также на жилищные кооперативы.
Во-вторых, представляется необоснованным в принципе устанавливать такую обязанность в отношении граждан и юридических лиц с учетом того, что создание условий для инвалидов является государственной функцией.
В-третьих, не учитываются положения пункта 1 части 1 статьи 137, части 2.2. статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым товарищества могут осуществлять управление многоквартирными домами путем заключения договоров управления с управляющими организациями.
В-четвертых, большая часть многоквартирных домов не приспособлена для обеспечения требования о доступе к ним инвалидов. В связи с физическим износом многоквартирных домов, помимо установки пандусов и иных специальных приспособлений, требуется капитальный ремонт основных конструктивных элементов общего имущества в таких домах (фасада, кровли, фундамента и т.д.). При этом обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по финансированию мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для инвалидов, действующим законодательством Российской Федерации не устанавливается. Проведение работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам за счет средств собственников помещений в таких домах, которые объединились в товарищество, может повлечь увеличение финансового бремени на них, что не может быть поддержано Комитетом.
Кроме того, данное положение законопроекта может способствовать массовой ликвидации товариществ, что приведет к снижению активности собственников помещений в многоквартирных домах, направленной на развитие самоуправления граждан в жилищной сфере и ответственного отношения к принадлежащему им имуществу.
В заключение Комитет считает необходимым обратить внимание на проблему проведения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам сложившейся застройки, связанную с необходимостью получения решения общего собрания собственников помещений в таких многоквартирных домах. Данная проблема обсуждалась Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству при рассмотрении концепции проекта федерального закона N 170815-6 "О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры), которая была поддержана Комитетом.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 480719-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.