Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального конституционного закона N 467614-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", внесенному Правительством РФ (в части установления правил предотвращения или урегулирования конфликта интересов)
Досье на проект федерального закона
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в части своего ведения рассмотрел проект федерального конституционного закона N 467614-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные конституционные законы, регулирующие особенности правового положения и специфику осуществления полномочий (осуществления деятельности) членов Правительства Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которые предусматривают обязанность указанных лиц принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются.
В частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ) дополняется статьей 11.1, устанавливающей обязанность члена Правительства Российской Федерации сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, а также передавать на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в его собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 4.2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено указанным федеральным законом.
Принимая во внимание то, что Федеральный закон N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (кроме случая передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), предусматривает ответственность за несоблюдение данной обязанности (за исключением судей, для которых в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" установлена обязанность заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о возникновении конфликта интересов), Комитет концептуально поддерживает вносимые изменения.
Вместе с тем, следует обратить внимание на следующие аспекты.
В действующей статье 11 Федерального конституционного закона N 2-ФКЗ речь идет об ограничениях, связанных с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации. Соответственно, действующей редакцией пункта 4.2 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривается распространение на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ограничений, установленных для членов Правительства Российской Федерации.
Проектируемая новая статья 11.1 Федерального конституционного закона N 2-ФКЗ устанавливает обязанности, налагаемые на членов Правительства Российской Федерации в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
В связи с этим, в целях избежания неопределенности применения, следовало бы дополнить пункт 4.2 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ ссылкой не только на распространение на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установленных ограничений, но и обязанностей.
По нашему мнению это актуально, поскольку предлагаемые проектом федерального закона N 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" аналогичные дополнения части 2 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, распространяют, помимо ограничений, обязанности на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. При этом перечень нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения и обязанности не содержит федеральные конституционные законы, к которым относится Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ.
На основании вышеизложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию федерального конституционного закона N 467614-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе одобрить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.