Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 485729-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, А.Л. Красовым и И.Л. Зотовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектную редакцию примечания к новой статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (статья 1 проекта), в соответствии с которой под неоднократным нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, понимается "такое деяние лица, ранее привлекавшегося к административной ответственности более двух раз за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней" (то есть полгода), следует согласовать с проектной редакцией части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (подпункт "ж" пункта 8 статьи 3 проекта), устанавливающей ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "ж" пункта 8 статьи 3 проекта" следует читать "подпункт "ж" пункта 4 статьи 3 проекта"
Обращаем внимание, согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения, то есть со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП), считается совершенным повторно.
Также отмечаем, что в законодательстве Российской Федерации, в том числе в УК РФ и в КоАП под термином "деяние" понимается преступление, в связи с чем полагаем некорректным в тексте примечания вести речь о привлечении к административной ответственности более двух раз за аналогичное деяние.
Кроме того, нуждается в уточнении текст примечания в части, устанавливающей количество привлечений лица к административной ответственности "за аналогичное деяние", которое повлечет наступление уголовной ответственности. Полагаем, что формулировка "более двух раз" означает привлечение лица к административной ответственности за определенный период три, четыре и более раз и не отвечает требованию определенности правовой нормы.
В части 1 статьи 3.5 КоАП РФ) (пункт 1 статьи 3 проекта) следует уточнить номера частей статьи 20.2 с учетом действующих и проектируемых размеров штрафов для должностных лиц.
Обращаем внимание, что в новой части 8 статьи 20.2 КоАП РФ (пункт 4 статьи 3 проекта) не устанавливается административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 данной статьи. Аналогичное замечание относится к новой части 4 статьи 20.2.2 КоАП РФ (пункт 5 статьи 3 проекта).
Полагаем необходимым уточнить диспозицию новой части 3 статьи 20.2.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение действий (за бездействие), предусмотренных частью 1 данной статьи, а именно, за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли перечисленные в диспозиции части 1 последствия. При этом перечень объектов, указанный в диспозиции новой части 3, совпадает с перечнем объектов, установленным в части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", рядом с которыми запрещено проведение публичного мероприятия. Установление административной ответственности за проведение не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, совершение иных действий на территориях, непосредственно прилегающих к объектам, перечисленным в диспозиции новой части 3, правомерно в случае, если в законодательстве установлен запрет на данные действия именно в отношении не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, совершения иных действий с тем, чтобы было соблюдено условие, указанное в пункте 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ.
По нашему мнению, нуждается в уточнении содержание новой части 1.2 статьи 29.5 КоАП РФ (пункт 6 статьи 3 проекта).
В проекте необходимо определить орган (органы), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных новой частью 6 статьи 19.3 КоАП РФ (пункт 3 статьи 3 проекта) и, в случае необходимости, определить должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.