Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 485729-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях),
вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, А.Л. Красовым, И.Л. Зотовым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на совершенствование мер по защите прав и свобод граждан от действий, связанных с несанкционированными собраниями, митингами, демонстрациями, шествиями или пикетированиями, а также массовым одновременным пребыванием и (или) передвижением граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 212.1, устанавливающей ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. При этом под неоднократностью, согласно примечанию к указанной статье, предлагается понимать деяние лица, ранее привлекавшегося к административной ответственности более двух раз за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.
Ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение проведения собрания, митинга, установленного порядка организации либо демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена в статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). При этом за повторное совершение указанного деяния, согласно законопроекту (подпункт "ж" пункта 8 статьи 3 законопроекта), предусматривается административное наказание, если это действие не влечет уголовно наказуемого деяния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "ж" пункта 8 статьи 3 проекта" следует читать "подпункт "ж" пункта 4 статьи 3 проекта"
Учитывая, что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, неясно, чем обусловлен срок наступления уголовной ответственности.
Кроме того, требует уточнения понятие "аналогичное деяние", поскольку ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, установленная в частях 3 - 7 статьи 20.2 КоАП, наступает при определенных последствиях.
Необходимо отметить, что установление равных мер ответственности в статье 212.1 как для организатора соответствующих мероприятий, так и для его участников представляется необоснованной. Наряду с этим отмечаем, что в статье 20.2 КоАП установлена ответственность юридических лиц, в связи с чем неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования не повлечет уголовной ответственности юридического лица.
Кроме того, в настоящее время статьей 3.9 КоАП определено общее правило установления административного ареста - "до 15 суток". Исключение установлено лишь за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - "до тридцати суток".
Законопроектом устанавливается общее правило назначения административного ареста "до 30 суток". При этом данное наказание в повышенном размере предлагается также применять за нарушения в сфере установленного порядка проведения публичных мероприятий.
Учитывая, что изменения общего правила назначения административного ареста продиктованы необходимостью увеличения срока административного ареста только в отношении правонарушений в сфере установленного порядка проведения публичных мероприятий, представляется целесообразным, не меняя общее правило, внести необходимые изменения в статью 3.9 КоАП в виде еще одного исключения.
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 6.1 статьи 20.2 КоАП (в редакции законопроекта) административное наказание для должностных лиц в виде штрафа устанавливается в размере до 100 тысяч рублей (в действующей редакции - до 50 тысяч рублей), необходимо внести соответствующие изменения в статью 3.5 КоАП.
Правительство Российской Федерации предлагает доработать законопроект с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.