Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 470208-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
(в части установления правового режима электронного документа и обеспечения его юридической силы в деятельности органов ЗАГС),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 470208-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект разработан во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" и содержит положения, направленные на совершенствование ряда норм Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (статьи 16, 26, 33, 35, 41, 50, 51, 54, 66).
Проектом федерального закона предлагается внести изменения, регламентирующие использование электронной подписи при подаче гражданами заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния в форме электронных документов и обеспечение юридической силы этих электронных документов в деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Законопроект предусматривает предоставление возможности составления записей актов гражданского состояния в форме электронных документов, которые в этом случае будут подписываться уполномоченным работником органа записи актов гражданского состояния усиленной квалифицированной электронной подписью*.
Из пояснительной записки следует, что предлагаемое изменение законодательно закрепляет сложившуюся в органах ЗАГС субъектов Российской Федерации с 1991 по 1995 год практику осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния с использованием компьютерной техники и формирования электронных архивов записей актов гражданского состояния.
Также законопроектом предлагается расширить перечень заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих направлению в орган ЗАГС в форме электронных документов через единый портал государственных и муниципальных услуг. К таким заявлениям относятся: о рождении ребенка; о заключении брака; о расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия; на расторжение брака на основании решения суда о расторжении брака; о государственной регистрации усыновления ребенка; об установлении отцовства; о смерти**. При этом подача заявления о перемене имени в форме электронного документа законопроектом не предусмотрена в связи со сложной природой данного акта гражданского состояния.
Юридическая сила заявлений, направляемых в орган ЗАГС в форме электронных документов, будет подтверждаться простой либо усиленной квалифицированной электронной подписями. Такие заявления будут признаны равнозначными заявлениям, подписанным собственноручной подписью и представленным заявителями в орган ЗАГС на бумажном носителе.
Также законопроектом устраняются некоторые неточности и противоречия, присутствующие в действующих нормах Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Предлагается дополнить статьи 33 и 34 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" положениями, предусматривающими при государственной регистрации расторжения брака возврат заявителям свидетельства о заключении брака с отметкой о государственной регистрации расторжения брака***. Кроме того, законопроектом исключается требование об обязательном представлении заявителем выписки из решения суда о расторжении брака в случае, если ранее произведенная запись акта о расторжении брака дополняется по заявлению другого бывшего супруга этим же органом ЗАГС.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения являются актуальными и своевременными, направленными на оптимизацию порядка государственной регистрации актов гражданского состояния.
Принятие законопроекта существенно упростит процедуры подачи заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, позволит избежать очередей, сократит время приема документов.
Таким образом, Комитет концептуально поддерживает законопроект. Вместе с тем отмечает, что к представленному тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 470208-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
------------------------------
* В настоящее время запись акта гражданского состояния составляется на бумажном носителе в двух идентичных экземплярах (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
** Действующим законодательством предусмотрена возможность подачи заявлений о государственной регистрации акта гражданского состояния путем направления такого заявления в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг только в случаях государственной регистрации заключения брака и государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия (ст. 26 и ст. 33 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
*** Согласно действующей редакции ст. 38 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" каждому из лиц, расторгнувших брак, органом записи актов гражданского состояния выдается свидетельство о расторжении брака.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.