Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" направлен на установление данной обязанности в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также вводятся универсальные понятия "конфликт интересов", а также "личная заинтересованность", которые в действующей редакции Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) раскрываются применительно к государственным и муниципальным служащим, не затрагивая иные категории лиц.
Принимая во внимание то, что Федеральный закон N 273-Ф3, не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (кроме случая передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), предусматривает ответственность за несоблюдение данной обязанности Комитет концептуально поддерживает вносимые изменения. Также поддерживается идея изложения статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ в редакции, включающей в себя определения конфликта интересов и личной заинтересованности в общем виде, без указания на должностное положение лица, сохраняя возможность, при необходимости, нормами специальных федеральных законов, регулирующих особенности публично-правового статуса различных должностных лиц, устанавливать особенности указанных понятий.
Вместе с тем, по нашему мнению, при подготовке законопроекта ко второму чтению, следует обратить внимание на следующие аспекты.
В проектируемой статье 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего определенную нормативными правовыми актами Российской Федерации должность, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанного лица и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
При этом, в проектируемой статье 6 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" речь идет о "возникновении личной заинтересованности при осуществлении ими своих полномочий,".
В специальном законодательстве, регулирующем особенности правового положения лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих муниципальные должности, также преимущественно используется понятие "осуществление полномочий".
В связи с этим, предлагается учесть данные особенности в вышеназванных определениях.
Законопроектом предлагается изменить действующую редакцию части 6 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, скорректировав ее в части установленного перечня ценных бумаг. При этом в целом предлагается сохранить ранее действовавшею норму, предусматривающую обязанность государственных или муниципальных служащих передать, в случае владения, ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов. При этом для такой передачи достаточно самого факта обладания ценными бумагами.
Указанные общественные отношения в настоящее время также урегулированы частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и частью 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ). Согласно данным положениям гражданский или муниципальный служащий обязаны передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов.
С учетом того, что в предлагаемой законопроектом редакции упомянуты не гражданские, а государственные служащие, которые согласно нормам Федерального закона N 58-ФЗ "О системе государственной службе Российской Федерации" замещают, в том числе, должности военной службы и проходят службу в государственных органах, осуществляющих правоохранительные функции, предлагаемая более жесткая редакция части 6 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ в отношении государственных служащих может быть поддержана.
Что касается муниципальной службы, то необходимо отметить, что в случае принятия предложенной редакции, в законодательстве сохранится две конкурирующих нормы: либо передача ценных бумаг в доверительное управление во всех случаях, либо только в случаях, когда владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов.
Предлагается согласовать указанные нормы, а также внести изменения в часть 2 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ и часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ скорректировав перечень ценных бумаг, установленный указанными нормами ранее.
Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Законопроектом статья 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ дополняется обязанностью лица, замещающего муниципальные должности и осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, помимо иных лиц, сообщать в порядке, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Таким образом, под действие законопроекта подпадают лица, замещающие должности, не относящиеся к лицам, замещающим государственные должности, как это определено наименованием законопроекта. По нашему мнению, наименование законопроекта нуждается в соответствующих изменениях.
С учетом изложенного выше Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона N 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.