Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 335492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена"
(внесен депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, М.Н. Берулавой, О.А. Куликовым, Т.В. Плетневой, Н.В. Разворотневым, С.Н. Решульским, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, В.Е. Шудеговым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 335492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, М.Н. Берулавой, О.А. Куликовым, Т.В. Плетневой, Н.В. Разворотневым, С.Н. Решульским, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, В.Е. Шудеговым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается сделать контрольно-измерительные материалы - задания стандартизированной формы лишь одним из средств, которые могут использоваться при проведении государственной итоговой аттестации выпускников, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, по гуманитарным предметам исключить использование заданий стандартизированной формы. Также предлагается установить, что экзамен по литературе является обязательным и проводится по выбору обучающегося в устной форме или в форме сочинения, а экзамены по истории и предметам образовательной области "обществознание" проводятся в устной и (или) письменной форме.
В оценке концепции законопроекта Комитет исходит из необходимости обеспечения однозначного понимания норм, регламентирующих процедуры итоговой аттестации обучающихся и безусловного исполнения норм части 2 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми "Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся".
По мнению Комитета, предложение авторов законопроекта исключить императивность нормы в части 11 статьи 59 приводит к возникновению правовой неопределенности в организации процедуры государственной итоговой аттестации. Предложение о дополнении статьи 59 частью 11.1 приводит к снижению объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся, поскольку возникает неопределенность в способе оценки степени и уровня освоения обучающимся образовательной программы. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют технические возможности массового проведения итогового экзамена полностью или частично в устной форме при сохранении сегодняшнего уровня обеспечения объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся с использованием контрольно-измерительных материалов.
Предложенная в законопроекте новая редакция части 13 статьи 59 содержит в себе правовую коллизию, поскольку действующая редакция части 13 этой статьи уже содержит норму, обеспечивающую отдельным категориям обучающихся проходить государственную итоговую аттестацию не в форме единого государственного экзамена.
Комитет поддерживает изложенную в официальном отзыве Правительства Российской Федерации позицию о том, что дополнение статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" частью 11.1 не является предметом правового регулирования данного Федерального закона ввиду того, что вопросы определения форм государственной итоговой аттестации, порядка ее проведения по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах, в том числе предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация, относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Комитет считает, что принятие данного законопроекта может повлечь:
- нарушение прав абитуриентов на поступление в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, и дополнительную нагрузку на здоровье обучающихся в связи с тем, что они будут вынуждены сдавать единый государственный экзамен для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
Принятие законопроекта также потребует:
- дополнительных финансовых затрат на организацию, разработку на федеральном уровне экзаменационных материалов для проведения экзаменов в формах, отличных от формы проведения единого государственного экзамена;
- дополнительных кадровых ресурсов (создание государственных экзаменационных комиссий для проведения устных экзаменов в каждой образовательной организации, реализующей программы общего среднего образования; при этом особые трудности будут испытывать малонаселенные и отдаленные территории);
- разработки и реализации специальных мер по снижению субъективности в восприятии и оценивании степени подготовленности выпускников;
- разработки и реализации антикоррупционных мер при проведении государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, реализующих программы общего среднего образования, и при поступлении в образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Таким образом, рассматриваемый законопроект в случае его принятия не будет способствовать совершенствованию единой государственной системы оценки качества знаний выпускников.
Вместе с тем, Комитет разделяет обеспокоенность авторов законопроекта по поводу недостаточной обоснованности вынесения решения об успешном освоении обучающимися образовательной программы на государственной итоговой аттестации по результатам проведения экзаменов только по двум предметам образовательной программы - русскому языку и математике и считает в целом позитивной идею, изложенную в подпункте г пункта 1 статьи 1 законопроекта об увеличении числа обязательных экзаменов, проводимых в рамках государственной итоговой аттестации. Комитет поддерживает усилия, направленные на совершенствование государственной итоговой аттестации, которые позволили бы сделать ее более объективной, независимой, обеспечить равный доступ и равные права для всех обучающихся. Но при этом Комитет считает, что эти вопросы следовало бы рассматривать в рамках самостоятельного законопроекта.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации, не поддерживающим законопроект, в заключении Правового управления Государственной Думы отмечено, что представленный законопроект нуждается в юридико-технической доработке. В частности, законопроект содержит понятия ("предмет образовательной области", "образовательная область"), содержание которых законодательными актами Российской Федерации не определено. Также нуждается в разъяснении употребление в контексте законопроекта понятия "федеральным законодательством" (подпункт "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
В соответствии с п. 3 статьи 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из поступивших отзывов указанный законопроект поддерживают 6 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, против принятия - 7.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает представленный проект федерального закона отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.