Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577574-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" (далее - законопроект) направлен на обеспечение безопасности в области использования атомной энергии.
В целях реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года законопроектом вносятся изменения в статьи 3, 9 и 33 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"), в части определения отработавшего ядерного топлива, ведения государственного реестра ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, эксплуатация которых по их функциональному назначению прекращена (пункты 1, 2 и 4 статьи 1 законопроекта).
Предлагаемое законопроектом определение отработавшего ядерного топлива соответствует положениям Объединённой конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 33 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению порядка формирования и ведения государственного реестра ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, эксплуатация которых по их функциональному назначению прекращена (далее - объекты, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена) (пункты 2 и 4 статьи 1 законопроекта).
Учёт объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, является основополагающим фактором, обеспечивающим эффективное планирование деятельности по выводу из эксплуатации, в том числе определение объёма и источников финансирования, распределение ресурсов, оценку эффективности функционирования отраслевой системы вывода из эксплуатации. Реестр позволит оперативно оценивать текущее состояние объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, с точки зрения безопасности, выявлять объекты, находящиеся в критическом и потенциально опасном состоянии, и сформировать обоснованную долгосрочную программу вывода из эксплуатации объектов "ядерного наследия" до их полной ликвидации.
Законопроектом также вносятся взаимосвязанные изменения в статью 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), предусматривающие, что формирование и ведение реестра указанных объектов будет осуществляться Госкорпорацией "Росатом" (статья 3 законопроекта).
Формирование и ведение государственного реестра будут осуществляться в рамках создаваемых за счет средств Госкорпорации "Росатом" информационных систем по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии и учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Законопроектом, в целях обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, вносятся изменения в статьи 20 и 37 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", законодательно закрепляющие статус организаций Научного руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика (пункты 3 и 5 статьи 1 законопроекта).
Необходимость законодательного закрепления статуса Научного руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика обусловлена тем, что опасные в ядерном и радиационном отношении объекты при создании, квалифицированной эксплуатации, а также принятии решений по выводу из эксплуатации, требуют поддержки коллективами специалистов, имеющими знания специфики таких объектов. Эта специфика является следствием их научного обоснования, конструкторских и проектных решений, принятых при их создании, а также накопленной базы знаний и данных, консолидируемых этими предприятиями как при создании, так и в процессе эксплуатации реакторных объектов. На каждом из этих предприятий годами создавалась экспериментальная база по обоснованию проектов, а также для практического решения возникающих в эксплуатации проблем. Указанные предприятия десятилетиями развивали вычислительную базу, программные комплексы, специализированные под соответствующие типы реакторов, накапливали базу данных расчётных исследований, константного обеспечения и являются эксклюзивными носителями уникальных знаний, необходимых для принятия ответственных конструкторских, проектных решений, обеспечивающих безопасность установок.
Соответствующие взаимосвязанные изменения вносятся в статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", наделяющие Госкорпорацию "Росатом" полномочиями назначать в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", организации Научного руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика (статья 3 законопроекта).
В целях синхронизации норм действующего законодательства Российской Федерации и норм Конвенции Международной организации труда "О предотвращении крупных промышленных аварий" N 174, снижения административных барьеров и устранения рисков двойного регулирования одного объекта - объекта использования атомной энергии законопроектом вносятся изменения в приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") (статья 2 законопроекта).
Ратифицированная Федеральным законом от 30.11.2011 N 366-ФЗ "О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий" Конвенция исключает из сферы ее применения ядерные установки и предприятия пс переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих установках и предприятиях, где используются нерадиоактивные вещества; военные объекты; транспорт вне предприятия, кроме трубопроводов.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разработанный во исполнение Конвенции Международной организации труда "О предотвращении крупных промышленных аварий" N 174, таких исключений не содержит.
Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации объекты использования атомной энергии отнесены и регулируются на всем протяжении их полного жизненного цикла законодательством в области использования атомной энергии, в частности, Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".
В целях установления идентичности процедур правого регулирования объектов использования атомной энергии, установленных в действующем законодательстве Российской Федерации, с учетом норм Конвенции законопроектом предлагается дополнить приложение 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объектами использования атомной энергии в составе и границах, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, регулирование безопасности на которых осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
К техническим устройствам и опасным производственным объектам, не включенным в границы и состав объектов использования атомной энергии, будут применяться требования общепромышленных нормативных документов и нормы Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Законопроект направлен на формирование прозрачного механизма правового регулирования в области безопасности объектов использования атомной энергии.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не формируют дополнительных расходных обязательств Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.