Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 428905-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части лечения редких (орфанных) заболеваний) внесен депутатами Государственной Думы А.А. Озеровым, О.Н. Епифановой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 428905-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Указанным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающие сокращение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, с одновременным отнесением указанных полномочий к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляемым за счет средств федерального бюджета.
Согласно пояснительной записке предлагаемые проектом федерального закона изменения связаны с дефицитом средств бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение лекарственных препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В рамках разграничения полномочий Российская Федерация взяла на себя полномочия по финансированию лекарственного обеспечению отдельных категорий граждан по самым высокозатратным заболеваниям, предусмотрев возможность Правительству Российской Федерации расширять перечень дорогостоящих заболеваний.
А Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) за субъектами Российской Федерации закреплено полномочие по лекарственному обеспечению граждан, страдающих орфанными заболеваниями, которое они осуществляли до вступления в силу указанного Федерального закона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.
Следует отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1054-О отмечается, что установленное в Федеральном законе разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, направлено на совершенствование организационно-правового механизма государственного гарантирования права на охрану здоровья граждан, учитывает ранее сложившиеся подходы, связанные с распределением ответственности и взаимодействием органов различных территориальных уровней государственной власти применительно к данным отношениям, и тем самым обеспечивает основанную на принципе поддержания доверия населения к действиям публичной власти разумную стабильность и предсказуемость законодательной политики в области охраны здоровья граждан.
Кроме того, в случае принятие законопроекта его реализация потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В связи с этим финансово-экономического обоснование должно содержать расчеты потребности в бюджетных ассигнованиях, необходимых для реализации передаваемых полномочий. Однако данные расчеты в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют.
Также указанный в законопроекте порядок его вступления в силу не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о федеральном бюджете.
На законопроект имеются отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по социальной политике, а также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями концептуального характера.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект N 428905-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части лечения редких (орфанных) заболеваний), внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Озеровым, О.Н. Епифановой и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 15 мая 2014 года.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.