Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 512328-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
В новой статье 40.2 Основ законодательства о культуре (далее - Основы) (пункт 3 статьи 1 законопроекта) предлагается проводить независимую оценку качества работы организаций культуры, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов либо которым предоставляются субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных организаций культуры, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении негосударственных организаций культуры, предоставляющих государственные услуги в сфере культуры. Нуждается в дополнительном обсуждении проведение независимой оценки организаций культуры в зависимости от их финансирования, тем самым получатели услуг иных организаций культуры ставятся в неравное положение по сравнению с получателями услуг организаций, в отношении работы которых такая оценка осуществляется. Кроме того, следует обратить внимание, что в соответствии со статьей 9 Основ права человека в области культурной деятельности приоритетны.
В связи с тем, что вопросы проведения независимой оценки организаций культуры лишь косвенно касаются полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области культуры и непосредственно относятся к деятельности таких организаций, предлагаем проектируемые статьи 40.2 и 40.3 структурно расположить в Разделе VIII (например, статьи 41.2 и 41.3 соответственно).
В пунктах 1 и 2 статьи 1 законопроекта полагаем необходимым уточнить, о каких организациях культуры идет речь, в противном случае на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается одинаковое полномочие по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций культуры. При этом согласно пункту 4 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти. Аналогичное замечание касается части третьей проектируемой статьи 40.2 Основ (пункт 3 статьи 1 законопроекта), пункта 3 проектируемой статьи 17.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) (пункт 1 статьи 2 законопроекта), пунктов 2 и 3 статьи 2 законопроекта, пунктов 1 и 2 статьи 5 законопроекта, абзаца первого части 3 проектируемой статьи 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) (пункт 4 статьи 5 законопроекта), пунктов 1 и 2 статьи 6 законопроекта, части 4 проектируемой статьи 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) (пункт 4 статьи 6 законопроекта), пунктов 1 и 2 статьи 7 законопроекта, абзаца первого части второй проектируемой статьи 23.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 442-ФЗ) (пункт 4 статьи 7 законопроекта).
Также обращаем внимание, что законопроектом не дополняется закрытый перечень полномочий органов местного самоуправления (статья 40 Основ) полномочием по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций культуры, расположенных на территории муниципальных образований, которое предусмотрено частью пятой проектируемой статьи 40.2 Основ.
В части пятой проектируемой статьи 40.2 Основ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) неясно, о каких соответствующих органах государственной власти субъекта Российской Федерации идет речь. Аналогичное замечание касается абзаца третьего пункта 3 проектируемой статьи 17.1 Федерального закона N 195-ФЗ (пункт 1 статьи 2 законопроекта), абзаца третьего части 3 проектируемой статьи 79.1 Федерального закона N 323-ФЗ (пункт 4 статьи 5 законопроекта), абзаца третьего части 4 проектируемой статьи 95 Федерального закона N 273-ФЗ (пункт 4 статьи 6 законопроекта), абзаца третьего части второй проектируемой статьи 23.1 Федерального закона N 442-ФЗ (пункт 4 статьи 7 законопроекта).
В отношении части девятой проектируемой статьи 40.2 Основ обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации используется термин "возможность возникновения конфликта интересов". Аналогичное замечание относится к пункту 6 проектируемой статьи 17.1 Федерального закона N 195-ФЗ (пункт 1 статьи 2 законопроекта), части 6 проектируемой статьи 79.1 Федерального закона N 323-ФЗ (пункт 4 статьи 5 законопроекта), части 7 проектируемой статьи 95 Федерального закона N 273-ФЗ (пункт 4 статьи 6 законопроекта), части пятой проектируемой статьи 23.1 Федерального закона N 442-ФЗ (пункт 4 статьи 7 законопроекта).
Установленные законопроектом необходимость проведения независимой оценки качества работы организаций культуры не реже одного раза в три года, а также функции общественного совета по проведению независимой оценки качества работы организаций культуры (определение перечней организаций культуры, в отношении качества работы которых проводится независимая оценка; подготовка и представление предложений по проведению независимой оценки уполномоченным органам), по нашему мнению, не согласуются с положением законопроекта, предусматривающим, что независимая оценка качества работы организаций культуры может осуществляться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом самостоятельно и по их инициативе (часть вторая проектируемой статьи 40.2 Основ). Аналогичное замечание относится к статьям 2, 5, 6 и 7 законопроекта.
Статьей 2 законопроекта предлагается отнести к полномочиям органов местного самоуправления создание условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания, расположенных на территории муниципальных образований (проектируемая статья 17.1 Федерального закона N 195-ФЗ). Обращаем внимание, что Федеральным законом N 195-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Аналогичное замечание относится к статье 7 законопроекта. Также статья 2 законопроекта нуждается в терминологической доработке. Так, неправильно указано наименование Федерального закона N 195-ФЗ, в действующей редакции используются термины (терминологические обороты) "учреждения и предприятия социального обслуживания". Также полагаем необходимым уточнить, о каком "уполномоченном федеральном органе исполнительной власти" идет речь.
Согласно статье 4 законопроекта, дополняющей статьи 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, создание условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих отдельные виды услуг, отнесено к правам органов местного самоуправления, что не согласуется с иными статьями законопроекта, устанавливающими аналогичное полномочие органов местного самоуправления.
С учетом того, что изменения, предлагаемые подпунктом "б" пункта 3 статьи 5 законопроекта, вносятся в статью 79 Федерального закона N 323-ФЗ об обязанностях медицинских организаций, то необходимость обязательного участия в мероприятиях, связанных с проведением независимой оценки качества работы медицинских организаций, нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обосновании. Включение статьи о независимой оценке качества работы медицинских организаций (пункт 4 статьи 5 законопроекта) в главу 9 Федерального закона N 323-ФЗ о медицинских работниках и фармацевтических работниках, медицинских организациях требует дополнительного обсуждения.
В контексте изменений, предлагаемых в Федеральный закон N 273-ФЗ (статья 6 законопроекта), неясно, что следует понимать под "профессиональными сообществами (их представителями)", поскольку данный терминологический оборот законодательными актами Российской Федерации не предусмотрен. Употребляемое в данной статье 6 условное наименование федерального органа исполнительной власти следует согласовать с наименованием, используемым для обозначения данного органа в Федеральном законе N 273-ФЗ, - "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
В абзаце четвертом части второй и в части шестой проектируемой статьи 23.1 Федерального закона N 442-ФЗ (пункт 4 статьи 7 законопроекта) употребляется термин "уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Обращаем внимание, что в статье 5 указанного Федерального закона введено сокращение: "уполномоченный орган субъекта Российской Федерации".
Следует унифицировать наименования федерального органа исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, употребляемые в статье 8 законопроекта.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.