Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 512328-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрев указанный законопроект, отмечает следующее.
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации и в целях законодательного закрепления положений о системе независимой оценки качества работы организаций социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования). В настоящее время имеется более 160 тыс. организаций социальной сферы различной специализации.
Законопроектом предлагается внести однотипные нормы о независимой оценке качества работы организаций в ряд отраслевых федеральных законов, в том числе в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая формирование рейтингов их деятельности, проводится в целях предоставления потребителям услуг информации о качестве оказываемых услуг организациями социальной сферы, а также в целях повышения качества их работы. В целях обеспечения проведения независимой оценки законопроектом предусматривается создание условий для активизации общественных организаций и профессиональных сообществ в проведении указанной работы.
Важность и актуальность создания системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, способствующей развитию институтов гражданского общества, не вызывает сомнений.
В то же время к тексту законопроекта у комитета имеются существенные замечания.
Согласно законопроекту независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая формирование рейтингов их деятельности, может осуществляться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом самостоятельно и по их инициативе и на основе использования общедоступной информации о данных организациях (в том числе в форме открытых данных).
Комитет согласен, что только перечисленные выше лица по сути и могут осуществлять независимую оценку качества работы организаций, поскольку проводят данную оценку по собственной инициативе и независимо от каких-либо уполномоченных органов власти. В то же время законопроект не предусматривает наделение указанных лиц какими-либо дополнительными правами по сбору необходимых сведений, кроме общедоступной информации.
К полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления законопроектом отнесено создание условий по организации проведения независимой оценки, при этом федеральные органы исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности осуществляют методическую помощь.
Согласно законопроекту в целях создания таких условий предусматривается формирование при федеральных, региональных и, при необходимости, муниципальных органах власти общественных советов по проведению указанной работы.
Формирование уполномоченными государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления общественных советов предлагается осуществлять с участием общественных организаций и профессиональных сообществ (их представителей). При этом круг общественных организаций в законопроекте не определен. Учитывая, что общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений, требует дополнительного обоснования предлагаемое ограничение представительства общественных объединений в общественных советах.
Общественные советы согласно законопроекту определяют перечни организаций для проведения независимой оценки качества их работы, устанавливают требования к организации-оператору, проводящей работу по формированию рейтингов организаций социальной сферы, утверждают данные рейтинги, готовят предложения по улучшению качества работы организаций.
Таким образом, общественные советы сами устанавливают требования к формирующей рейтинги организации-оператору и сами же утверждают сформированные этой организацией рейтинги.
Следует отметить, что в законопроекте не определен правовой статус организации-оператора, отсутствует механизм ее привлечения к проведению работы по формированию рейтингов организаций, оказывающих социальные услуги, не ясно соотношение организации-оператора с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, также наделенных правами формировать рейтинги организаций социальной сферы.
Установленные законопроектом необходимость проведения независимой оценки качества работы указанных организаций не реже одного раза в три года, а также функции общественного совета по проведению независимой оценки, по мнению комитета, не согласуются с положением законопроекта об осуществлении независимой оценки качества работы организаций юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом самостоятельно и по их инициативе.
Согласно законопроекту информация о результатах независимой оценки качества работы организаций размещается юридическими и физическими лицами, а также общественными советами в сети "Интернет". Полагаем, что следует уточнить, на каких ресурсах в сети "Интернет" размещается указанная информация.
Законопроектом предусмотрена обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций социальной сферы обеспечивать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений получателями социальных услуг и иными гражданами о качестве этих услуг.
Указанная информация, поступившая в уполномоченные органы власти, органы местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению указанными органами и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию работы организаций социальной сферы.
Критерии оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, а также требования к содержанию и форме размещаемой на сайтах соответствующих органов и организаций в сети "Интернет" информации предлагается устанавливать соответствующим федеральным органом исполнительной власти с участием общественных организаций и профессиональных сообществ, что, по мнению комитета, не обеспечивает реальной независимости оценок качества работы организаций.
Кроме того, вызывает сомнение возможность установления единых критериев оценки качества работы организаций социальной сферы, имеющих различную специализацию и крайне широкую номенклатуру.
Статьями 2 и 7 законопроекта предлагается к полномочиям органов местного самоуправления отнести создание условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания, расположенных на территории муниципальных образований, в то же время Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области социального обслуживания населения в Российской Федерации не предусмотрены.
Положение статьи 8 законопроекта о том, что координацию работы и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества работы организаций осуществляют федеральные органы исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по мнению комитета, мало соответствует принципу независимости.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Работа по проведению независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, формированию рейтингов их деятельности и опубликованию результатов независимой оценки осуществляется в субъектах Российской Федерации с 2013 года в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" за счет средств, предусмотренных различными программными мероприятиями, а уполномоченными федеральными органами - за счет средств соответствующих бюджетов.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель), отмечая необходимость создания системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Комитеты Государственной Думы по образованию и по культуре (соисполнители) считают, что законопроект нуждается в доработке.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет существенные замечания к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации считает, что законопроект может быть поддержан при условии доработки ко второму чтению.
Законопроект, как указано в пояснительной записке, поддержан исполнительными органами государственной власти 72 субъектов Российской Федерации, а замечания 9 субъектов учтены в законопроекте.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 512328-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" в первом чтении при условии учета высказанных замечаний при подготовке его ко второму чтению.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.