Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и "Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и "Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона разработан в целях ограничения распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. С этой целью данным законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).
Так, статью 19 Закона о рекламе предложено дополнить частью 3.1, предусматривающей запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), и их территориях за исключением случаев и на условиях, которые установлены Федеральным законом об объектах культурного наследия и с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных Законом о рекламе.
Изменениями к Закону об объектах культурного наследия предложено ввести запрет на распространение наружной рекламы на памятниках и ансамблях, их территориях (новая статья 35.1 Закона об объектах культурного наследия). Регулирование вопросов распространения наружной рекламы на территории достопримечательного путем введения запрета или ограничения такого распространения предложено отнести к компетенции соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.
Законопроект не предусматривает введение запрета либо ограничения на распространение наружной рекламы на выявленных объектах культурного наследия, что представляется правомерным, так как в отношении такого объекта на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы органом охраны объектов культурного наследия может быть принято решение об отказе во включении его в реестр.
Также следует отметить важность предлагаемых законопроектом изменений к части 20 статьи 19 Закона о рекламе, предусматривающих дополнение перечня случаев, при которых выдаваемое органом местного самоуправления разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано в судебном порядке недействительным, случаем нарушения внешнего архитектурного и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в реестр, и их территорий.
Кроме того, предложенные в Закон об объектах культурного наследия изменения в части установления требования запрета распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия позволят реализовать положение пункта 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, предусматривающее право органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа принять решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, их охране и использовании.
Данные проектируемые нормы важны для сферы государственной охраны объектов культурного наследия, учитывая остроту проблем, связанных с изменением облика памятников истории и культуры и угрозой их сохранности из-за размещения на них рекламных конструкций.
Вместе с тем следует отметить, что законопроект, предусмотрев запрет на размещение наружной рекламы на памятниках и ансамблях, их территориях, предлагает также предусмотреть возможность распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия указанных видов - в случае распространения наружной рекламы, содержащей информацию о проводимых на объектах культурного наследия и их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятиях или в случае распространения наружной рекламы, содержащей информацию об указанных мероприятиях и одновременное упоминание об определенном лице как о спонсоре данного мероприятия, при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно пояснительной записке данное исключение сделано в целях привлечения публики к посещению таких мероприятий и популяризации деятельности организаций, расположенных на объектах культурного наследия и их территориях.
Вместе с тем, расплывчатость и возможность широкого толкования термина "зрелищно-развлекательные мероприятия" позволяет отнести к таким мероприятиям практически любое массовое мероприятие развлекательного характера (например, проведение пивных фестивалей, праздников молодого вина, аукционов автомобилей и т.п.), которые могут не иметь отношения ни к объектам культурного наследия ни к сфере культуры.
В соответствии с Законом об объектах культурного наследия памятники истории и культуры могут быть предоставлены для использования любым организациям, в том числе, коммерческим, например, организациям, предоставляющим услуги в строительном, гостиничном бизнесе, торговым организациям, чья деятельность никак не связана со сферой культуры. В связи с изложенным, не ясно, почему в рамках Закона об объектах культурного наследия такие организации должны рекламировать свою коммерческую деятельность путем размещения рекламы на объектах культурного наследия.
Полагаем, что предоставление права размещать на памятниках и ансамблях рекламу, содержащую информацию о любых зрелищно-развлекательных мероприятиях, проводимых в целях популяризации деятельности любых расположенных в объектах культурного наследия организаций приведет к значительному нивелированию предусмотренного законопроектом запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия.
Представляется оправданным ограничить круг лиц, которым может быть предоставлено право распространения наружной рекламы на памятниках и зданиях, входящих в ансамбли, их территориях, расположенными в таких объектах культурного наследия организациями культуры и искусства в целях размещения информации об уставной деятельности таких организаций.
Данное предложение может быть учтено при доработке проекта федерального закона ко второму чтению.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и "Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Первый заместитель |
Е.Г. Драпеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.