Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 233480-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о наделении субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в сфере регулирования патентной системы налогообложения),
внесенный Ярославской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 233480-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Ярославской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 8 статьи 356.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) положением, предоставляющим право субъектам Российской Федерации дифференцировать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, с учетом места ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что согласно действующим нормам пункта 8 данной статьи НК РФ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств. При этом в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 данной статьи, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может быть установлен субъектами Российской Федерации также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей). В соответствии с пунктом 8 статьи 356.43 НК РФ субъекты Российской Федерации также могут увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности и в определенных пределах, указанных в данном пункте.
Таким образом, в настоящее время нормами главы 26.5 НК РФ предусмотрены достаточные полномочия субъектов Российской Федерации и критерии по дифференциации размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, в том числе в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых применяется патентная система налогообложения.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 346.45 НК РФ, предусматривающие, что патент действует на территории того муниципального образования, который указан в патенте (а не на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте, как это предусмотрено в действующей редакции данного пункта НК РФ). Согласно законопроекту индивидуальный предприниматель, получивший патент, действующий на территории одного муниципального образования, вправе получить патент, действующий на территории иного муниципального образования. В то же время в действующей редакции пункта 1 статьи 346.45 НК РФ указывается, что индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем, полагаем, что введение дополнительных ограничений в отношении территории, на которой действует патент, негативно скажется на эффективности применения индивидуальными предпринимателями данного специального налогового режима и создаст дополнительные трудности для осуществления ими предпринимательской деятельности.
Следует также иметь в виду, что патентная система налогообложения введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу в полном объеме только с 1 января 2013 года. В связи с этим в настоящее время опыт практического применения патентной системы налогообложения в субъектах Российской Федерации не сформирован. Поэтому решение вопроса о внесении предлагаемых в законопроекте изменений в НК РФ явно преждевременно.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.