Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 295623-6 "Об общественных советах по содействию защите нравственности в средствах массовой информации в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, В.Н. Федоткиным, В.С. Шурчановым, Н.В. Разворотневым, Н.Ф. Рябовым, Б.В. Иванюженковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, В.Н. Федоткиным, В.С. Шурчановым, Н.В. Разворотневым, Н.Ф. Рябовым, Б.В. Иванюженковым проект федерального закона N 295623-6 "Об общественных советах по содействию защите нравственности в средствах массовой информации в Российской Федерации" и сообщает следующее.
В представленном проекте федерального закона предметом регулирования являются общественные отношения по формированию и организации деятельности Общественных советов по содействию защите нравственности в средствах массовой информации при Федеральном Собрании Российской Федерации и при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Общественные советы). Законопроект определяет цели работы Общественных советов как содействие государству в проведении в жизнь конституционного принципа о высшей ценности прав и свобод человека, участие в защите нравственности, противодействии демонстрации сцен жестокости и насилия в средствах массовой информации, а также устанавливает задачи Общественных советов как содействие доступу граждан к объективной и достоверной информации, мониторинг информации, распространяемой в теле- и радиопередачах и печатных публикациях по нравственной тематике.
В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации довольно подробно регулирует общественные отношения, в заявленных в законопроекте сферах деятельности. Так, статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации, в том числе на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, материалов, содержащих нецензурную брань.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривается неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни человека без его согласия (статья 3), ограничение доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (статья 9), обеспечение информационной безопасности детей (статья 12), создание единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интерне", содержащие информацию, распространение которой запрещено" (статья 15.1).
Кроме того, в соответствии со статьей 10 проекта федерального закона материальное обеспечение деятельности Общественных советов должно осуществляться за счет средств учредителей. При этом, статьей 5 законопроекта к полномочиям Общественных советов отнесены направления деятельности, которые не входят в полномочия Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и потребуют значительных бюджетных средств, такие как: осуществление мониторинга телевизионного вещания и радиовещания, публикаций в газетах и журналах по нравственной тематике и информирование редакций средств массовой информации о его результатах; проведение социологических исследований в области защиты нравственности в средствах массовой информации, также конференций и семинаров по обучению членов региональных общественных советов; рассмотрение конфликтов, возникающих в случаях выпуска в эфир или публикации информации, унижающей достоинство человека, разрушающие нравственные устои общества. В этой связи необходимо отметить, что в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования этих расходов. Однако, рассматриваемый проект федерального закона таких норм не содержит.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его.
Председатель комитета |
А.В. Митрофанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.