Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 317201-6 "О внесении изменений в главу 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о переводе патентной системы налогообложения с регионального на местный уровень),
внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 317201-6 "О внесении изменений в главу 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие возможность передачи полномочий по ведению в действие патентной системы налогообложения и регулированию порядка её применения с регионального на местный уровень публичной власти. Его положения предоставляют возможность введения в действие патентной системы налогообложения в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применение её на территориях указанных муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, а также предусматривают другие полномочия органов местного самоуправления относительно регулирования порядка применения данной системы.
Следует отметить, что нормами Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие зачисление с 1 января 2013 года поступлений от налога, взимаемого виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 100% доходов соответственно. При этом Комитет неоднократно излагал свою позицию относительно необходимости расширения налоговых полномочий органов местного самоуправления в отношении налогов, поступления от которых подлежат зачислению в местные бюджеты.
Вместе с тем нормами законопроекта предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 346.45 НК РФ, предусматривающие, что патент действует на территории того муниципального района, городского округа, города федерального значения, который указан в патенте (а не на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте, как это предусмотрено в действующей редакции данного пункта статьи 346.45 НК РФ). Согласно законопроекту индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном муниципальном районе, городском округе, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, вправе получить патент в другом муниципальном районе, городском округе (в том числе в других субъектах Российской Федерации), городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. В то же время в действующей редакции пункта 1 статьи 346.45 НК РФ указывается, что индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.
Полагаем, что введение дополнительных ограничений в отношении территории, на которой действует патент, негативно скажется на эффективности применения индивидуальными предпринимателями данного специального налогового режима и создаст дополнительные трудности для осуществления ими предпринимательской деятельности. Существенное ограничение территории, на которой действует патент, приведет к установлению для применяющих патентную систему налогообложения налогоплательщиков обременительных требований, связанных с необходимостью получения нескольких патентов (в первую очередь, в случаях оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции, экскурсионные услуги и т.д.).
Следует также иметь в виду, что патентная система налогообложения введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу в полном объеме только с 1 января 2013 года. В связи с этим в настоящее время необходимый опыт практического применения патентной системы налогообложения в субъектах Российской Федерации не сформирован и провести эффективный систематизированный анализ ее применения в различных субъектах Российской Федерации не представляется возможным. Поэтому, полагаем, что решение вопроса о внесении предлагаемых в законопроекте изменений в НК РФ преждевременно.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.