Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 579602-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона направлен на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, поддержку российских товаропроизводителей.
Необходимость данных мер, в первую очередь, связана с ростом напряженности в международных отношениях, возрастающей вероятностью введения полноценных внешнеэкономических и отраслевых санкций против России, падением темпов роста российской экономики в условиях нахождения в ВТО.
В этой связи, закрепление правила, в соответствии с которым заказчик, за исключением случаев осуществления своей деятельности на территории иностранного государства, закупает товары, работы, услуги, которые соответственно имеют российское происхождение, выполняются, оказываются российскими лицами, взамен правила о равном доступе российских и иностранных предпринимателей к заключению контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов.
Если до принятия предлагаемого законопроекта в качестве исключения Правительством Российской Федерации устанавливался запрет и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, то проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" закрепляет возможность установления Правительством РФ в качестве исключения разрешений подобного допуска.
При этом Правительство Российской Федерации исходит из приоритета товаров, работ, услуг, которые соответственно имеют происхождение стран Таможенного союза, выполняются, оказываются лицами стран Таможенного союза, над товарами, работами, услугами, которые соответственно имеют происхождение иных иностранных государств, выполняются, оказываются иными иностранными лицами и из необходимости максимального отказа от закупок товаров, работ, услуг, которые имеют происхождение государств-агрессоров и (или) государств, введших экономические санкции либо иным образом выстраивающих недружественную внешнюю политику в отношении Российской Федерации.
Подобные ограничения прав частных лиц на закупку иностранных товаров, работ и услуг были бы недопустимы, однако в отношении заказчика, в первую очередь, государственного и муниципального, распоряжающегося денежными средствами из бюджетов различных уровней, даже в соответствии с принципами рыночной экономики не только вполне возможны, но и с учётом современных реалий просто необходимы.
С учётом вышеизложенного, проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей", в первую очередь, предлагается пункт 3 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей заказчик, за исключением случаев осуществления своей деятельности на территории иностранного государства, закупает товары, работы, услуги, которые соответственно имеют российское происхождение, выполняются, оказываются российскими лицами, кроме случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также при отсутствии адекватной замены необходимым товарам, работам, услугам, которые соответственно имеют иностранное происхождение, выполняются, оказываются иностранными лицами, Правительством Российской Федерации устанавливаются разрешения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок. При этом Правительство Российской Федерации исходит из приоритета товаров, работ, услуг, которые соответственно имеют происхождение стран Таможенного Союза, выполняются, оказываются лицами стран Таможенного союза, над товарами, работами, услугами, которые соответственно имеют происхождение иных иностранных государств, выполняются, оказываются иными иностранными лицами и из необходимости максимального отказа от закупок товаров, работ, услуг, которые имеют происхождение государств-агрессоров и (или) государств, введших экономические санкции либо иным образом выстраивающих недружественную внешнюю политику в отношении Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Указанные положения действуют и для отдельных видов юридических лиц, указанных в статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Это предусмотрено предлагаемой редакцией подпункта 1 пункта 8 статьи 3 указанного Федерального закона.
Подобная формулировка позволяет Правительству Российской Федерации в достаточной степени оперативно корректировать разрешения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.
Более того, законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" предусмотрен 75-дневный период, начинающийся после опубликования закона, в течение которого Правительство Российской Федерации должно принять необходимые разрешения на допуск иностранных товаров, работ и услуг для целей осуществления закупок, в частности, по ряду категорий, к примеру, в сфере медицины, если применение существующих отечественных аналогов товаров, работ и услуг, хотя и соответствующих установленным государством стандартам в сфере здравоохранения, но, тем не менее, уступающих по ряду важных параметров зарубежным аналогам, создаёт потенциальную опасность для здоровья граждан.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.