Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи женщин и детей
по проекту федерального закона N 436334-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о запрете распространения среди несовершеннолетних информации, пропагандирующей приоритет сексуальных отношений),
внесенному депутатами Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, С.М. Катасоновым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 436334-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о запрете распространения среди несовершеннолетних информации, пропагандирующей приоритет сексуальных отношений), внесенный депутатами Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, С.М. Катасоновым.
1. Законопроектом предлагается признать в качестве информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, информацию, пропагандирующую приоритет сексуальных отношений, и исключить из действующего законодательства норму о запрете распространения среди детей информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
2. Комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и отмечает следующее.
Федеральный закон N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей" принят 29 июня 2013 года, то есть, практика его применения составляет менее одного года. Принятие Федерального закона поддержали 436 депутатов Государственной Думы и по данным ВЦИОМ - 88% россиян.
Указанный Федеральный закон четко определяет пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних как распространение информации, направленной на формирование у них:
нетрадиционных сексуальных установок,
привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений,
искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений,
либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Представленный законопроект не опирается на данные правоприменительной практики и не содержит убедительных оснований необходимости замены понятия "сексуальные отношения" понятием "нетрадиционные сексуальные отношения".
Вместе с тем, авторы законопроекта в пояснительной записке указывают, что его положения охватывают, в том числе, и запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Однако данное утверждение является некорректным, поскольку понятия "сексуальные отношения" и "нетрадиционные сексуальные отношения" не являются равнозначными.
Более того, исключение из законодательства нормы о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних может привести к возврату целенаправленной и бесконтрольной деятельности по распространению подобной информации, что несомненно представляет угрозу для здоровья, духовного и нравственного развития детей и подростков, а также насаждения в обществе искаженных представлений о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений.
Намеренное формирование с помощью масс-медиа позитивного отношения несовершеннолетних к "альтернативным", нетрадиционным формам семьи и брака неизбежно влечет за собой социальную дезадаптацию подрастающего поколения, сложности в создании нормальной семьи и в последующем в рождении детей.
3. По представленному законопроекту имеется также ряд концептуальных и юридико-технических замечаний:
1) Законопроект вводит новую термин "информация, пропагандирующая приоритет сексуальных отношений". Данный термин в законодательстве не определен, что может привести к противоречивой правоприменительной практике и ослаблению гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" уже содержит запреты и ограничения, связанные с распространением среди несовершеннолетних информации, пропагандирующей как нетрадиционные, так и традиционные сексуальные отношения.
Так, указанным Федеральным законом запрещено распространение среди несовершеннолетних (любой возрастной категории: до шести лет, старше шести, двенадцати, шестнадцати лет) информации, содержащей изображение или описание сексуального насилия и любых действий сексуального характера, а также изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, эксплуатирующих интерес к сексу и (или) носящих оскорбительный характер (7 - 10 статьи);
3) В пояснительной записке к законопроекту говорится о необходимости признания "в качестве информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей любой информации, пропагандирующей приоритет сексуальных отношений в ущерб ценностям семейной жизни". При этом не уточняется о каких ценностях семейной жизни идет речь (традиционных или не традиционных);
4) Согласно действующему законодательству к пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений относятся любые публичные формы распространения среди несовершеннолетних информации о таких отношениях, в том числе посредством СМИ, печатной и аудиовизуальной продукции, информационно-телекоммуникационных сетей, публичных зрелищных мероприятий.
Как отмечается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 1718-О, запрет осуществления указанных публичных действий направлен на предотвращение повышенной концентрации внимания детей на вопросах сексуальных взаимоотношений, способной в значительной степени деформировать представление ребенка о роли и ценности таких отношений и воспрепятствовать формированию полноценной личности.
Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что "семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляет собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а поэтому нуждаются в особой защите со стороны государства";
5) Законопроект содержит юридико-техническую ошибку. Статья 1 законопроекта предлагает изменить слова, отсутствующие в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а статья 2 законопроекта содержит новую редакцию несуществующего пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 436334-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.