Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку 4 июня 2014 г. N 91/4
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 501490-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
(о введении численного значения квоты иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает необходимым отметить следующее.
Как указано в пояснительной записке законопроекта для вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития, переговоры о чем сейчас ведутся, необходимо выполнение требований к прозрачности внутреннего законодательства, его публичной доступности и соответствия правоприменительной практики законодательству. В рамках реализации указанной задачи, необходимо закрепить в российском законодательстве принятые Российской Федерацией в рамках присоединения к ВТО обязательства по ограничению квоты участия иностранного капитала в российской банковской системе в размере 50 процентов.
В действующей редакции статьи 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) закреплена возможность установления квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, однако на практике данная норма реализована не была.
Концепция законопроекта заключается в установлении на уровне законодательства численного значение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, методики ее расчета и порядка действий Банка России при ее превышении.
Комитет, поддерживая концепцию законопроекта, полагает, что ряд положений законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении и доработке ко второму чтению.
1. Действующая формулировка абзаца 1 статьи 16 Закона предполагает наличие закрытого перечня оснований отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. Однако вносимая законопроектом в статью 16 Закона новелла делает указанный перечень открытым и предоставляет возможность установления оснований для отказа в выдаче лицензий на осуществление банковских операций не только на законодательном уровне, но и на уровне нормативных актов Банка России.
2. Законопроектом предлагается исключить ряд иностранных инвестиций из расчета размера квоты иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы, в том числе уже осуществленных иностранных инвестиций.
С целью сохранения стабильности и непрерывности гражданского оборота основами гражданского законодательства и, в частности, статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В связи с этим предлагаемые законопроектом отдельные основания для исключения требуют дополнительного обоснования.
Законопроектом предлагается исключить из расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы инвестиции, осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций до 1 января 2007 года. Вследствие этого, иностранные инвестиции в уставные капиталы кредитных организаций, осуществленные до 1 января 2007 года, и иностранные инвестиции, осуществленные после 1 января 2007 года и до момента вступления в силу рассматриваемого законопроекта при их одинаковом законодательном регулировании на момент их осуществления, окажутся неравнозначными для целей расчета указанной квоты, что требует дополнительного обоснования;
Законопроектом устанавливается, что иностранные инвестиции, внесенные в уставные капиталы после 1 января 2007 года, составляющие 51 и более процентов и находящиеся в собственности инвестора в течение 12 и более лет, также не включаются в расчет иностранных инвестиций, если по истечении указанного срока Банк России не принял решение о продолжении их включения в указанные расчеты.
Комитет отмечает, что предлагаемая конструкция нормы несовершенна, поскольку сочетает в себе несколько условий и применение обратной силы конструируемых норм. Кроме того, она предполагает, что статус иностранных инвестиций по прошествии длительного периода времени с момента свершения указанных инвестиций (12 и более лет) будет устанавливаться на основании усмотрения Банка России в будущем. В соответствии с данным основанием действующие и потенциальные иностранные инвесторы будут находиться в ситуации правовой неопределенности, будут не в состоянии оценить риски, связанные с вероятностью включения указанных инвестиций в расчет квоты.
Также требует дополнительного обоснования предусматриваемая законопроектом возможность исключения из расчета квоты иностранных инвестиций контрольных пакетов акций (51 и более процентов), которые позволяют определять принимаемые обществом решения, и не исключать из расчета квоты иностранного капитала более мелкие пакеты акций при применении аналогичных условий.
Исключение из расчета квоты иностранного капитала иностранных инвестиций, осуществленных в капиталы кредитных организаций, доля участия в которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Банка России и государственных корпораций составляет более 50 процентов, создает привилегированные условия для привлечения иностранных инвестиций в капиталы кредитных организаций прямо или косвенно контролируемых государством, что будет способствовать нарушению равных конкурентных условий в банковском секторе.
3. В соответствии с частью 3 проектируемой статьи 18 размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций рассчитывается Банком России по состоянию на 1 января каждого года, то есть носит дискретный характер, в то время как экономическая деятельность субъектов финансового рынка является постоянной и непрерывной.
Также необходимо учитывать, что все большее количество российских кредитных организаций выходят на публичный рынок капитала, что подразумевает возможность приобретения акций таких банков на организованных торгах иностранными инвесторами.
В связи с этим Комитет считает необходимым отметить, что в законопроекте не устанавливаются принципы принятия Банком России решения о регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями или увеличении уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, если доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы на дату обращения кредитной организации в Банк России с соответствующим заявлением будет находиться в ином, относительно установленной квотой числовом сегменте, чем находилась по состоянию на расчетную дату - 1 января.
Также законопроектом не устанавливается механизм действий Банка России в случае, если квота участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы будет превышена в связи с уменьшением доли российского капитала, например при уходе с рынка кредитных организаций, имеющих российский капитал.
4. Законопроект предоставляет Банку России право на установление для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих государствах применяются ограничения создания и деятельности российских кредитных организаций. Комитет считает необходимым отметить, что применение данной меры целесообразно только в отношении кредитных организаций, находящихся под контролем или существенным влиянием иностранных инвесторов из соответствующих юрисдикций.
Основываясь на вышеизложенном, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект N 501490-6 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.