Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных вопросах налогового администрирования), внесенному депутатом Государственной Думы А.М. Макаровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на совершенствование целого ряда механизмов налогового администрирования и повышение эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.
В частности, автором законопроекта предлагаются следующие инициативы.
Статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предлагается дополнить новым понятием "личный кабинет налогоплательщика", который определяется как информационно-телекоммуникационный ресурс, доступ к которому осуществляется на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в сети "Интернет", в установленном им порядке, предназначенный для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом. Данная мера законодательно формализует создаваемый в настоящее время механизм информационного обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Анализ судебных дел за 2013 год позволяет сделать вывод о неэффективности механизма судебного взыскания недоимки бюджетных организаций, представляющего собой излишне формальную административно - судебную процедуру. В этой связи, законопроектом предлагается отмена обязательного судебного порядка взыскания налогов и сборов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Также законопроектом предлагается расширение перечня оснований для списания безнадежной ко взысканию задолженности:
- по налогоплательщикам, в отношении которых невозможно возбудить дело о несостоятельности (банкротстве) в связи с отсутствием доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в случае, когда с даты образования соответствующей недоимки прошло более пяти лет;
- по налогоплательщикам, размер задолженности которых не позволяет обратиться с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в том случае, если с даты образования указанной недоимки прошло также более пяти лет;
- по налогоплательщикам, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом N 129-ФЗ, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в отношении задолженности по состоянию на 1 января 2014 года.
Данная инициатива позволит разрешить проблему прироста задолженности, невозможной к взысканию, и единовременно "очистить" Единый государственный реестр юридических лиц от фактически недействующих организаций, что существенно снизит затраты на администрирование невозможной к взысканию задолженности и повысит актуальность Единого государственного реестра юридических лиц.
Законопроект предусматривает установление в Налоговом кодексе (пункт 2 статьи 126) ответственности контрагентов или иных лиц за несвоевременное представление сведений (документов) о налогоплательщике. Данная мера логически восполняет установленную в Налоговом кодексе ответственность контрагентов или иных лиц за их непредставление или отказ от представления.
Законопроектом предлагается уточнение критериев фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Статья 378.2 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база при исчислении налога на имущество организаций в отношении административно-деловых центров и торговых центров определяется как кадастровая стоимость таких объектов недвижимости. При этом фактическим использованием объекта в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а в целях размещения торговых объектов признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, действующая конструкция указанной выше статьи не позволяет облагать налогом на имущество по кадастровой стоимости объекты налогообложения, в которых, к примеру, 19% площади используется для размещения офисов, а 19% - для размещения торговых помещений. Предлагаемая редакция статьи 378.2 Налогового кодекса позволит устранить данный пробел, предусматривая, что налоговая база как кадастровая стоимость определяется также в отношении объектов, в которых не менее 20% площади суммарно используется для размещения офисных и торговых объектов.
Законопроектом также предлагается внести в главу 31 "Земельный налог" НК РФ изменения, отменяющие обязанность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, самостоятельно исчислять земельный налог и авансовые платежи по налогу, и предусматривающие направление налоговых уведомлений на уплату земельного налога налоговыми органами всем налогоплательщикам - физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям по всем земельным участкам как используемым (предназначенным для использования), так и неиспользуемым в предпринимательской деятельности.
Законопроектом предусматривается дополнение статей 101 и 101.4 Налогового кодекса положением, предусматривающим составление протокола проведенного рассмотрения материалов налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля.
Данная мера будет не только средством фиксирования хода рассмотрения материалов проверки или иных мероприятий налогового контроля и реализации налогоплательщиком (его представителем) предоставленных прав, но и важным доказательством по делу о налоговом правонарушении, в том числе соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение иных изменений, носящих технико-юридических характер, и направленных на исправление неточностей и уточнение формулировок, не изменяющих существующий порядок налогообложения.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.