Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
по проекту федерального закона N 529626-6 "О налоговом консультировании" (в части введения института налоговых консультантов и налоговых консультаций) внесен депутатом Государственной Думы А.М. Макаровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 529626-6 "О налоговом консультировании" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. В этой связи законопроект распространяется на консультирование по вопросам применения положений не только законодательства о налогах и сборах, но и иного законодательства, регулирующего правоотношения, участниками которых являются налоговые органы Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ввести в стране институт налоговых консультантов и налоговых консультаций.
В настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учёта, составлению налоговых расчётов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации, а физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера, могут быть и не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового. Поэтому введение института налогового консультирования призвано решить проблему, как повышения грамотности налогоплательщиков, так и их защиты от мер налоговой ответственности.
При этом консультируемое лицо может претендовать на возмещение имущественного вреда, причинённого ему вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг, поскольку предусматривается, что для регулирования деятельности налоговых консультантов и консультаций вводится институт саморегулирования с соответствующим механизмом имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.
В целом законопроект отвечает предусмотренным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" базовым принципам саморегулирования, поэтому концептуальная направленность его норм возражений не вызывает.
Вместе с тем, из текста законопроекта следует, что условием для получения статуса налогового консультанта, налоговой консультации является обязательность членства в саморегулируемой организации, а согласно проектируемой статьи 14 допускается использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "налоговый консультант", "налоговая консультация", "налоговое консультирование" только организациями, получившими в установленном настоящим федеральным законом порядке статус саморегулируемой организации.
Вместе с тем в пояснительной записке особо отмечается добровольный характер деятельности по налоговому консультированию и что отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг.
Возможно такое расхождение определяется тем, что законопроект не содержит какого-либо перечня услуг или работ, связанных с налоговым консультированием, при осуществлении которых обязательно привлекается налоговый консультант или налоговая консультация.
Таким образом, любые работы и услуги в сфере налогового консультирования может осуществлять любой субъект, в том числе налоговый консультант или налоговая консультация, в результат чего с принятием закона не возникает публичной значимости их статуса или специальной правоспособности.
В связи с указанным выше, возникает вопрос о наличии у законопроекта самостоятельного предмета правового регулирования и целесообразности введения специального регулирования вида деятельности, доступ к которой ничем не ограничен (в том числе для недобросовестных участников). В тоже время исключительно для целей получения права называться "налоговым консультантом" или "налоговой консультацией" субъектам регулирования предлагается сложная правовая конструкция с многочисленными обременениями и дополнительными обязанностями.
Законопроектом предусматривается, что для включения в государственный реестр саморегулируемых организаций налоговых консультантов требуется объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 100 налоговых консультантов и/или налоговых консультаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации.
Вместе с тем, учитывая, что налоговое консультирование требует обеспечения прежде всего профессионального подхода, носителями которого являются именно физические лица, то при смешанном составе саморегулируемой организации требуется более четко определить количественные критерии вхождения именно физических лиц. Налоговое консультирование - это профессия, которой неизбежно присущи наличие профессиональных знаний, навыков и опыта, этическая ответственность. В связи с чем возможно рассмотреть вариант когда для получения статуса саморегулируемой организации будет необходимо объединить не менее 100 физических лиц и любое число налоговых консультаций без установления количественных требований. Что особенно важно в последующем при подготовке стандартов деятельности саморегулируемой организации смешанного типа, а также формирования системы материальной ответственности за ненадлежащее предоставление услуг по налоговому консультированию.
Требуют дополнительного обсуждения нормы об обоснованности предложения об приостановлении членства в саморегулируемой организации. В настоящее время данная норма недостаточно раскрыта в законодательстве применительно к институту саморегулирования.
Законопроектом не определены правовые последствия применения приостановления членства в саморегулируемой организацией.
В законопроекте не раскрыты формы обеспечения саморегулируемой организацией налоговых консультантов имущественной ответственности каждого ее члена перед консультируемыми лицами. Упоминается только о необходимости обеспечения дополнительной ответственности членов и что саморегулируемая организация лишь вправе применять способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед консультируемыми лицами, установленные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Тем самым становится сомнительной возможность получения возмещения имущественного вреда, причинённого заказчику вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг налоговым консультантом.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять проект в первом чтении проект федерального закона N 529626-6 "О налоговом консультировании".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.