Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения института налогового мониторинга),
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Чижовым, А.М. Макаровым, членом Совета Федерации Е.Н. Малкиным
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, в том числе посредством введения института налогового мониторинга.
Законопроектом предусматривается возможность заключения между налогоплательщиком, удовлетворяющим определенным критериям, соглашения о расширенном информационном взаимодействии (далее - Соглашение), при наличии которого налоговые органы получают доступ к данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты им налогов и сборов (налоговый мониторинг). При этом, предусматривается, что в период действия Соглашения в отношении налогоплательщика налоговые органы будут не вправе проводить выездные налоговые проверки за рядом исключений (например, в случаях: невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа; представления налогоплательщиком за налоговый период, в котором действовало Соглашение, уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в размере, меньшем ранее заявленной).
Налогоплательщик, заключивший такое Соглашение, получает право за обращением в налоговый орган за его мотивированным мнением по вопросам, имеющим неопределенную правовую позицию.
Законопроектом регламентируется процедура заключения Соглашения, его действия, прекращения, осуществления налогового мониторинга в рамках осуществления расширенного информационного взаимодействия, а также случаи и порядок направления налоговым органом налогоплательщику позиции (мотивированного мнения) налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, проведения взаимосогласительной процедуры в случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением налогового органа.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, институт налогового мониторинга в качестве пилотного проекта опробован ФНС России между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками начиная с декабря 2012 года. Результаты реализации данного проекта имели положительный эффект. Данный вид налогового администрирования также соответствует мировым практикам, имеющим целью создание для налогоплательщиков стабильности и определенности налоговой нагрузки.
Представляется, что реализация положений законопроекта позволит снизить административную нагрузку на налогоплательщиков в связи с сокращением количества проводимых в отношении них налоговых проверок, а также на налоговые и судебные органы в связи с сокращением налоговых споров.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает необходимость его доработки ко второму чтению по следующим направлениям.
Так, представляется целесообразным уточнить критерии налогоплательщиков, допускаемых к предлагаемой законопроектом форме взаимодействия с налоговым органом, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, являющихся сторонами Соглашения, а также детально регламентировать процедурные вопросы, возникающие в процессе заключения Соглашения и осуществления в его рамках информационного взаимодействия, конкретизировать виды и суть проводимых налоговым органом в рамках налогового мониторинга контрольных мероприятий, а также порядок документального оформления результатов налогового мониторинга. Кроме того, предлагается определить и закрепить в законопроекте соотношение налогового мониторинга и иных форм взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами с целью исключения дублирования контрольных функций налоговых органов.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.