Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 492064-6 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка организации и проведения публичных слушаний),
внесенный Московской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 мая 2014 года (протокол N 167, пункт 50) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 492064-6 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка организации и проведения публичных слушаний), внесенный Московской областной Думой.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), в силу которого порядок организации и проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения должен предусматривать установленные законом субъекта Российской Федерации другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Таким образом, институт публичных слушаний является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Следует отметить, что Европейской Хартией местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ (далее - Европейская Хартия местного самоуправления), Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплены основные принципы местного самоуправления. Так, Европейская Хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (часть 1 статьи 3). Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, принцип самостоятельности местного самоуправления, закрепленный в указанных нормативных правовых актах, проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
При этом предлагаемое авторами законодательной инициативы изменение, предусматривающее установление на уровне субъекта Российской Федерации критериев при организации и проведении публичных слушаний в муниципальных образованиях, нарушает один из основных принципов осуществления местного самоуправления - организационную самостоятельность в решении вопросов местного значения.
Кроме того, согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Такой порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями на определение порядка организации и проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. В этой связи законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться другие (дополнительные) меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.
Также необходимо отметить, что предлагаемое изменение, по мнению Комитета, создает и внутреннее противоречие норм в части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным и не поддерживает принятие проекта федерального закона N 492064-6 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка организации и проведения публичных слушаний), внесенного Московской областной Думой. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.