Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым и Е.С. Москвичевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 1 законопроекта правовое регулирование деятельности в сфере организации транспортного обслуживания населения легковым такси и предоставления населению транспортных услуг легкового такси осуществляется "настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". По нашему мнению, нуждается в дополнительном обосновании исключение из системы правового регулирования в указанной сфере Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", иных федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации (к ним, в частности, относятся Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112).
Законопроектом (пункт 1 части 2 статьи 1) предусматривается, что "настоящим Федеральным законом регулируются правовые основы организации и функционирования единого рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Российской Федерации". Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что организация транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществление контроля в этой сфере отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (см. статью 13 законопроекта и действующую редакцию подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В статье 2 законопроекта требуется уточнить, что следует понимать под "государственными услугами по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" с учетом понятия "государственная услуга", определенного в статье 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В статье 3 законопроекта предусматривается, что "государственная услуга по рассмотрению заявлений о выдаче разрешения" предоставляется уполномоченным органом в порядке и в сроки, "установленные настоящим Федеральным законом". Обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (глава 3) предоставление государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и разрабатываемыми органами субъекта Российской Федерации, предоставляющими соответствующую государственную услугу. В данных административных регламентах устанавливаются в том числе состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения (часть 2 статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Согласно статье 6 законопроекта "на транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и багажа легковым такси, не распространяются требования обязательного оснащения дополнительным оборудованием в виде тахографов и аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС", что не согласуется с положениями пункта 8 "Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 720, предусматривающим, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
На наш взгляд, в статье 7 законопроекта следует конкретизировать возможные меры государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, уточнив при этом отличие "приоритетной государственной поддержки" и "государственной поддержки", а также, что следует понимать под дополнительными "условиями" и чем они отличаются от "требований".
Законопроектом (статья 12) предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), статьей 14.1.3, которая устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством водителем, не имеющим разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. За повторное совершение данного правонарушения в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа на водителя в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев. Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, в частности, лишение права управления транспортными средствами, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. На наш взгляд, порядок пользования правом управления транспортными средствами не имеет прямого отношения к осуществлению предпринимательской деятельности.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.