Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 517203-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Правовое управление, рассмотрев представленный законопроект, сообщает следующее.
В диспозиции проектируемой статьи 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указан не полный перечень сведений, за непредставление которых законопроектом устанавливается административная ответственность.
Проектируемое положение пункта 4 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о том, что суд отказывает в принятии у кредитной организации, страховой организации или общества взаимного страхования искового заявления в случае, если имеется решение финансового уполномоченного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не согласуется с положением части 2 статьи 1 и части 8 статьи 13 законопроекта N 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (далее - законопроект N 517191-6), согласно которому законодательство Российской Федерации о финансовом уполномоченном не ограничивает существующие способы защиты прав физических лиц и разрешения споров. Кроме того, проектируемое положение настоящего законопроекта нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, установленного статьей 6 ГПК РФ.
Аналогичное замечание касается проектируемых изменений, вносимых в статью 220 ГПК РФ. Кроме того, предусмотренное законопроектом по аналогичному основанию прекращение производства по делу не соотносится с частью 9 статьи 6 законопроекта N 517191-6, устанавливающей, что спор гражданина с кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования подлежит рассмотрению судом только после предварительного рассмотрения спора финансовым уполномоченным.
Проектируемая статья 427.2 ГПК РФ регулирует отношения, связанные с выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения финансового уполномоченного, в связи с чем ссылка в части 5 указанной статьи на статьи 135 и 136 ГПК РФ является некорректной, поскольку данные статьи регулируют отношения, связанные с исковым производством, а именно: устанавливают случаи возвращения и оставления без движения искового заявления.
Положения части 3 проектируемой статьи 427.3 ГПК РФ и части 1 статьи 427.4 ГПК РФ, предусматривающие, что суд при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения финансового уполномоченного исследует представленные доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, не соответствует части 1 статьи 15 законопроекта N 517191-6, в соответствии с которой при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные финансовым уполномоченным, либо пересматривать решение финансового уполномоченного по существу.
В статье 3 законопроекта предлагается установить административную ответственность финансовых организаций, занимающихся оказанием услуг физическим лицам (далее - финансовые организации), за нарушения федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" (проектируемая статья 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
При этом Служба финансовых уполномоченных является некоммерческим партнерством (пункт 2 статьи 2, статья 16 законопроекта N 517191-6), являющимся в свою очередь некоммерческой организацией (статья 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Согласно части 2 статьи 6 законопроекта N 517191-6 финансовые уполномоченные не рассматривают обращения в отношении финансовых организаций, не являющихся членами Службы. Соответственно, решение финансового уполномоченного обязательно для исполнения только финансовыми организациями, являющими членами данной Службы (часть 6 статьи 13 законопроекта N 517191-6).
Исходя из изложенного следует отметить, что взаимоотношения между Службой и финансовыми организациями - членами этой Службы, связанные с предоставлением документов и сведений, перечислением обязательных платежей и невыполнением решений и т.д., не выходят за рамки, связанные с членством в некоммерческом партнерстве, не носят публично-правовой характер и установление за перечисленные действия административной ответственности нуждается в дополнительном обосновании.
Для возможности установления административной ответственности за непредоставление дополнительных документов от третьих лих (часть 6 проектируемой статьи 15.39 Кодекса) следует исходить из статуса Службы как некоммерческого партнерства. В равной степени данное замечание относится к возможности наделения финансовых уполномоченных правом составлять протоколы об административных правонарушениях (изменения в часть 5 статьи 28.3 Кодекса).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.