Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
(в части установления мер государственной поддержки граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования)
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Указанный законопроект предлагает системные изменения порядка предоставления социальных гарантий гражданам, переселяющимся на новое постоянное место жительства из закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО).
В соответствии с проектом федерального закона для граждан и (или) их семей, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства за пределы ЗАТО, предусматривается социальная выплата (удостоверяемая государственным жилищным сертификатом), которую указанные лица могут использовать на приобретение жилого помещения, в том числе с привлечением собственных и заемных средств. В законопроекте также предлагаются нормативы, в соответствии с которыми определяется размер социальной выплаты.
Рассматриваемым проектом федерального закона устанавливается система требований к гражданам, претендующим на получение указанной социальной выплаты, порядок постановки и основания для снятия указанных лиц с учета.
Следует отметить, что авторами предлагается расширенный перечень граждан, для которых предусмотрена социальная выплата на приобретение жилых помещений за пределами ЗАТО и денежных средств, необходимых для переезда граждан к новому места жительства. К числу таких лиц наряду с работниками, прекратившими трудовые или служебные отношения с организациями, функционирующими в сферах обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесены также граждане, признанные инвалидами вследствие увечья или профессиональных заболеваний, связанных с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, члены семей работников, умерших вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей в организации.
В соответствии с изменением порядка предоставления вышеуказанной государственной поддержки законопроектом вносятся соответствующие дополнения в перечень полномочий органов местного самоуправления.
Следует отметить, что проект федерального закона также направлен на устранение правовой коллизии, выявленной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447, которым пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" (далее - Постановление N 23) в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами ЗАТО, был признан недействующим, как противоречащий Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-I).
Рассматриваемый проект федерального закона устраняет указанную правовую коллизию посредством включения в Закон N 3297-I нормы об обязательном условии предоставления государственной поддержки при переселении граждан из ЗАТО - отсутствии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли) за границами данного ЗАТО.
По мнению Комитета, данный законопроект обеспечит комплексное и эффективное правовое регулирование порядка оказания государственной поддержки граждан и (или) их семей, желающих выехать на новое место жительство из ЗАТО. К числу достоинств указанного законопроекта следует отнести точное определение источников финансирования мероприятий по обеспечению переезда граждан на постоянное место жительства за пределы ЗАТО, а также социальную направленность проекта в части расширения перечня лиц, претендующих на получение социальной выплаты.
При этом, по мнению Комитета, данный законопроект нуждается в доработке в соответствии со следующими замечаниями.
В действующем порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, желающих выехать на новое место жительство из ЗАТО, определенном в Законе N 3297-I и Постановлении N 23, одним из вариантов государственной поддержки является предоставление денежной компенсации за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности, соответствующей стоимости имевшегося у гражданина жилья, рассчитанной исходя из утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, где расположено закрытое административно-территориальное образование.
При этом в рамках рассматриваемого законопроекта предусмотрен один вариант государственной поддержки переселения граждан из ЗАТО - социальная выплата на приобретение жилых помещений за границами ЗАТО, сумма которой зафиксирована в проекте и складывается из нормативов площади жилых помещений (33 кв. м. на одного человека, 42 кв. м на семью из двух человек, 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека), норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и количества членов семьи гражданина, выезжающих из ЗАТО.
При этом согласно законопроекту реализовать свое право на получение указанной социальной выплаты граждане - собственники жилых помещений в ЗАТО и члены их семей смогут только при условии передачи всех таких жилых помещений по договору безвозмездного отчуждения в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином и (или) членами его семьи нового жилого помещения.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом нормы не в полной мере учитывают права граждан и (или) членов их семей, имеющих в собственности жилые помещения с площадью, превышающей нормативную площадь, указанную в законопроекте, а также имеющими большую стоимость на рынке недвижимости.
Учитывая изложенное следует рассмотреть вопрос о сохранении в Законе Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" права выбора граждан получить компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилое помещение по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади или социальную выплату в соответствии с нормативами общей площади жилых помещений и стоимости квадратного метра, предложенных настоящим законопроектом.
Кроме того, учитывая существенные различия в стоимости одного квадратного метра в различных регионах Российской Федерации, представляется не вполне корректным определять размер социальной выплаты на основании стоимости квадратного метра в целом по Российской Федерации вне зависимости от места, выбранного гражданином и (или) его семьи, выезжающего из ЗАТО.
В соответствии с проектом федерального закона одним из условий предоставления государственной поддержки при переселении граждан из ЗАТО является отсутствие у граждан жилых помещений за границами данного ЗАТО. Согласно пояснительной записке к законопроекту в случае переселения из ЗАТО граждан, имеющих за границами ЗАТО жилые помещения, размер которых меньше нормы предоставления жилых помещений, они вправе на новом месте жительства на общих основаниях встать на учет для улучшения своих жилищных условий.
Следует отметить, что согласно ч. 4 - 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
При этом в большинстве административно-территориальных образований Российской Федерации предельный размер учетной нормы колеблется в размере 10-15 квадратных метров общей жилой площади на одного человека, что в 2-3 раза превышает норматив общей площади жилого помещения, предлагаемый в рамках рассматриваемого законопроекта.
Таким образом, в целях достижения цели законопроекта - переселения граждан за пределы ЗАТО и, как следствие, обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций - следует рассмотреть вопрос о предоставлении социальных выплат для граждан, в случае, если они имеют жилые помещения (доли в праве собственности на такие помещения) за границами ЗАТО, но с общей площадью ниже норматива, предлагаемого проектом, в размере соответствующем разнице между нормативом общей площади жилого помещения с учетом положений законопроекта и общей площадью жилых помещений, принадлежащих гражданам и (или) членам семей на праве собственности.
Кроме того, в указанных проектируемых нормах целесообразно уточнить учитывается ли для целей указанного законопроекта жилые помещения граждан, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В статье 2 законопроекта предлагается установить, что из числа граждан, поставленных на учет до дня вступления в силу указанного акта, в первоочередном порядке социальная выплата предоставляется:
- лицам, проработавшим 10 и более лет в организации, расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, для которой установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, и прекратившим с ней трудовые и служебные отношения и утратившие с ней служебную связь.
- лицам, уволенным с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет.
При этом в действующем Постановлении N 23 к числу граждан, имеющих право на первоочередное предоставление, отнесены также безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также содержится более широкая формулировка первой категории граждан, предлагаемой статьей 2 законопроекта (без указания на особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны организации).
По мнению Комитета, с целью обеспечения реализации прав граждан, поставленных на учет до вступления проектируемого федерального закона, в законопроекте необходимо предусмотреть перечень лиц, поставленных ранее на учет и претендующих на первоочередное получение выплаты, идентичный перечню, определенному в Постановлении N 23.
Также, по мнению Комитета, требует дополнительного обоснования введение законопроектом стажа работы или службы граждан в организациях, находящихся в ЗАТО, при наличии которых граждане имеют право на получение социальной выплаты - пятнадцать лет.
Положение законопроекта о лицах, относящихся к членам семьи гражданина, для которого предусматривается социальная выплата, необходимо привести в соответствие с формулировкой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и после слов "нетрудоспособные иждивенцы" записать "и в исключительных случаях иные граждане".
Дополнительно обращаем внимание, что требует конкретизации формулировка в проектируемой норме о представлении информации о списках граждан, претендующих на получение социальной выплаты, - "в доступных для граждан местах".
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.