Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" (в части установления мер государственной поддержки граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 июня 2014 года (протокол N 173, пункт 98) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" (в части установления мер государственной поддержки граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования), внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект разработан с целью устранения правовой коллизии, выявленной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 года N ГКПИ09-1447, а также уточнения социальных гарантий гражданам, переселяющимся на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО).
Верховный Суд Российской Федерации признал противоречащим Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" и, следовательно, недействующим пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами ЗАТО (ограничение права граждан на получение государственной поддержки в виде переселения из ЗАТО должно устанавливаться федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации).
Проектом переносится ряд положений из постановления Правительства Российской Федерации в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I, в частности, устанавливается, что на территории ЗАТО осуществляется государственная поддержка граждан путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО при соблюдении ряда условий. Одним из таких условий становиться отсутствие у граждан и членов их семей жилых помещений за границами ЗАТО.
Таким образом, устраняется правовая коллизия, выявленная Верховным Судом Российской Федерации.
Следует отметить, что предоставление гражданам, переселяющимся из ЗАТО, социальной выплаты для приобретения ими жилого помещения на новом месте жительства осуществляется с целью обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций или объектов ЗАТО, а не улучшения их жилищных условий.
В случае переселения из ЗАТО граждан, имеющих за границами ЗАТО жилые помещения, размер которых меньше нормы предоставления жилых помещений, они вправе на новом месте жительства на общих основаниях встать на учет для улучшения своих жилищных условий.
Указанная государственная поддержка осуществляется также в отношении постоянно проживающих на территории ЗАТО и не имеющих жилых помещений за его границами граждан, признанных инвалидами вследствие увечья, связанного с производством в указанных организациях, а также членов семей работников, погибших в результате несчастного случая на производстве в указанных организациях или членов семей граждан, умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей в указанных организациях.
Социальная выплата гражданам, переселяющимся из ЗАТО, для приобретения ими жилых помещений на новом месте жительства предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом установлены полномочия органов местного самоуправления ЗАТО по ведению учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Органы местного самоуправления ЗАТО за счет средств местных бюджетов осуществляют оплату стоимости проезда граждан, получивших социальную выплату, и членов их семей до нового места жительства и стоимости провоза домашнего имущества.
Дополнительные расходы местных бюджетов на указанные цели компенсируются за счет дотаций из федерального бюджета, связанных с режимом безопасного функционирования.
Учитывая, что средства на переселение граждан из ЗАТО предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете ежегодно, реализацию предложенного проектом механизма предполагается осуществлять с начала очередного финансового года.
В целом, по мнению Комитета, внесение подобных изменений оправдано и будет способствовать улучшению жизненных условий граждан, проработавших более 10-15 лет в организациях ЗАТО и членов их семей.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию данного законопроекта.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.