Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
(о комплексных кадастровых работах, проводимых в целях образования земельных участков, уточнения местоположения их границ, а также установления местоположения зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - законопроект) предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
Как отмечается в пояснительной записке главной особенностью предложенного механизма является проведение кадастровых работ комплексно в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале в результате чего орган местного самоуправления получит полную картину распределения территории кадастрового квартала на земельные участки и свободные территории.
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию законопроекта и отмечает следующее.
Действительно, проблемы отсутствия в государственном кадастре недвижимости точного описания границ земельных участков и сведений о местоположении находящихся на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также допущенные кадастровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости являются в настоящее время весьма актуальными.
В целях решения данных проблем законопроектом предлагается установить правовой механизм уточнения границ объектов недвижимости в массовом порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе из средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.
Однако, необходимо учитывать, что в связи с неравномерностью экономического развития регионов Российской Федерации и различными потребностями в финансовых ресурсах многие муниципальные образования испытывают недостаток доходной базы местных бюджетов, в связи с чем возможен риск недофинансирования механизма проведения комплексных кадастровых работ, что в свою очередь негативно скажется на степени реализации данных мероприятий и их результативности.
Поэтому представляется необходимым утверждение государственной программы проведения массовых кадастровых работ на уровне Российской Федерации и соответствующих программ субъектов Российской Федерации, а также системы целевых субвенций регионов на проведение таких работ из средств федерального бюджета.
Поскольку комплексные кадастровые работы предполагают массовость с точки зрения объектов недвижимости, законопроектом предусмотрен особый порядок согласования местоположения границ земельных участков, а именно, создание согласительной комиссии, на заседаниях которой членами комиссии с участием правообладателей земельных участков будет рассматриваться подготовленная кадастровым инженером карта (план) территории.
К полномочиям согласительной комиссии законопроектом отнесено, в частности, рассмотрение возражений правообладателей земельных участков относительно местоположения границ таких земельных участков. В случае возникающих споров по границам земельных участков и невозможностью их урегулирования на заседании комиссии, предложенная кадастровым инженером граница фиксируется как спорная. После чего сведения о несогласованных границах земельных участков будут вноситься в государственный кадастр недвижимости в качестве спорных.
То есть, по сути законопроекта, на согласительную комиссию возлагаются обязанности разрешения споров о границах земельных участков, что не согласуется с действующим земельным законодательством.
Кроме того, ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре не допускает внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении границ земельного участка, если они не были согласованы в надлежащем порядке.
Еще один спорный момент законопроекта касается правообладателей, имеющих земельные участки с точными границами.
Так, в соответствии с требованиями законодательства для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется межевой план, неотъемлемой частью которого является акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями. То есть, такой документ, свидетельствующий о согласовании границ, уже был оформлен. А исходя из положений законопроекта, "соседям", по сути, будет предоставлено "право передумать".
Положения законопроекта могут привести к увеличению земельных споров и, как следствие, социальную напряженность населения.
Комитет отмечает и возможную неизбежность технологических проблем, связанных с поиском правообладателей земельных участков, нежеланием правообладателей принимать участие в кадастровых работах, что затянет процесс проведения комплексных кадастровых работ.
Полагаем также, что реализация предусмотренных законопроектом мероприятий потребует увеличения кадрового состава Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и соответствующих служб на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Однако, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что законопроект является актуальным и направлен на решение ключевых проблем функционирования государственного кадастра недвижимости, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.