Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
от 20 июня 2014 г. N 3.9-64/2
по проекту федерального закона N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
(о комплексных кадастровых работах, проводимых в целях образования земельных участков, уточнения местоположения их границ, а также местоположения зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закона N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и отмечает следующее.
Законопроект является весьма актуальным и направлен на решение одной из ключевых проблем функционирования государственного кадастра недвижимости - отсутствия сведений о границах земельных участков в отношении почти 50% последних, а также отсутствие сведений о конкретном местоположении находящихся на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Законопроект предусматривает проведение кадастровых работ за счет бюджетных средств в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале. Таким образом, предлагается создать правовой механизм определения границ земельных участков и установления местоположения находящихся на них объектов недвижимого имущества не только в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, но и в отношении участков, находящихся в частной собственности.
Комитет по вопросам собственности отмечает, что сложившаяся ситуация стала следствием того, что согласно принятым в рамках т.н. "дачной амнистии" поправок в законодательные акты стало возможным включать в государственный кадастр недвижимости и в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельные участки без точного указания их границ и без наличия сведений о конкретном местоположении зданий, строений, сооружений.
В результате существенно затруднен гражданский оборот земельных участков и объектов недвижимости, в том числе приватизация участков и их передача между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления. Кроме того судебная система страны перегружена большим количеством межевых споров о границах земельных участков. Таким образом, при сохранении неизменным сложившегося законодательного регулирования решение проблемы обеспечения достоверности и полноты кадастровой информации будет отложено на десятилетия.
Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта о необходимости массового проведения кадастровых работ с целью определения границ земельных участков и местоположениях находящихся на них объектов недвижимости за счет средств бюджетов всех уровней.
Вместе с тем Комитет отмечает, что большинство муниципальных образований испытывает недостаток доходной базы местных бюджетов, в силу чего они не смогут профинансировать в должном объеме проведение указанных кадастровых работ. В этой связи представляется необходимым утверждение государственной программы проведения массовых кадастровых работ на уровне Российской Федерации и соответствующих программ субъектов Российской Федерации, а также системы целевых субвенций регионов на проведение таких работ из средств федерального бюджета. При этом необходимо обеспечить завершение основной части работ по кадастровым кварталам, в отношении которых утверждены проекты межевания соответствующих территорий, до 1 января 2018 года, поскольку именно с этой даты согласно законопроекту запрещается проведение сделок с земельными участками с неустановленными надлежащим образом границами. В первую очередь целесообразно проводить работы по установлению границ земельных участков на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в которых имеется значительный объем сделок купли-продажи земельных участков.
Кроме того в связи с планируемым поэтапным введением налога на недвижимое имущество, исчисляемого на основе рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости, следует рассмотреть возможность целевого использования полученных доходов на проведение соответствующих кадастровых работ.
Также Комитет по вопросам собственности полагает, что реализация предусмотренных законопроектом мероприятий требует кардинального укрепления материальной базы и кадрового потенциала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и соответствующих кадастровых служб на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта N 543929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.