Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок"
внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.С. Прокопьевым, Р.В. Кармазиной, Н.В. Герасимовой, Н.Ф. Герасименко, Ш.Ю. Саралиевым, А.Б. Выборным
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.С. Прокопьевым, Р.В. Кармазиной, Н.В. Герасимовой, Н.Ф. Герасименко, Ш.Ю. Саралиевым, А.Б. Выбобрным Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на выполнение условий подписанной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы "О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения" (Конвенция "Медикрим").
Кроме выделения отдельного состава правонарушения в Кодексе об административных правонарушениях предлагается значительно увеличить штрафы за нарушения в данной сфере. Действия в сфере обращения фальсифицированных, незарегистрированных и недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий - штраф на должностных лиц в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Уголовный кодекс дополняется новыми составами преступлений и наказаниями за них:
Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий - лишение свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей.
Обращение недоброкачественных, незарегистрированных и фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в зависимости от размера партии и причиненного вреда будут наказываться от принудительных работ срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.
Анализируя действующее законодательство мы приходим к выводу, что в настоящее время деяния лиц, осуществляющих оборот фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции квалифицируются по нескольким статьям УК РФ: ст. 159 - "Мошенничество", ст. 171 - "Незаконное предпринимательство", ст. 180 - "Незаконное использование товарного знака", ст. 238 - "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности".
Однако правоприменительная практика показывает, что уже на этапе доследственной проверки возникает ряд объективных проблем квалификации противоправных деяний по указанным статьям и правонарушители остаются безнаказанными.
В связи с тем, что данный законопроект направлен на защиту жизни и здоровья граждан России и борьбой с общемировой проблемой - борьбой с фальсифицированной медицинской продукцией, Комитет по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта. Весте с тем Комитет отмечает следующее.
В связи с тем, что обращение биологически активных добавок к пище регулируется техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", необходимо соотнести положения законопроекта с данным наднациональным законодательным актом.
Также обращаем внимание на то, что в настоящее время Правительством Российской Федерации готовиться к внесению в Государственную Думу законопроект, подготовленный в связи с несовершенством положений Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", проектируемые нормы которого также необходимо соотнести с предлагаемыми авторами изменениями.
Также к законопроекту поступили официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации, которые поддерживают законопроект с учетом высказанных замечаний не концептуального характера.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 15 мая 2014 года.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.