Заключение Счетной палаты РФ от 26 мая 2014 г. N ЗПС-255/12-03
на проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы от 24 апреля 2014 г. N 165.
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.С. Прокопьевым, Р.В. Кармазиной, Н.В. Герасимовой и Н.Ф. Герасименко, направлен на противодействие обороту представляющих угрозу для жизни и здоровья населения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, а также фальсифицированных биологически активных добавок.
В указанных целях законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новыми статьями 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий", 238.1 "Оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих запрещенные компоненты", 327.1 "Изготовление и использование поддельных документов на лекарственные, средства и медицинские изделия, а также изготовление поддельной упаковки лекарственных средств и медицинских изделий" и ввести новый состав административного правонарушения "Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "327.1" имеется в виду "327.2"
Одновременно вносятся соответствующие изменения в федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 21 ноября 2012 г. N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного ФЗ N 323-Ф3 следует читать как "21 ноября 2011 г."
Счетная палата Российской Федерации полагает необходимым обратить внимание на несоответствие закрепленному статьей 6 Уголовного кодекса Российской Федерации принципу справедливости установленных предлагаемой статьей 235.1 Уголовного кодекса Российской Федерации санкций, предусматривающих безальтернативное лишение свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом и конфискацию имущества в качестве иной меры ответственности за совершение преступления, состав которого является формальным и не имеет в качестве обязательного признака наличие корыстного мотива.
Также требует дополнительного обоснования и установления соотношения вводимых законопроектом терминов "фальсифицированные биологически активные добавки" и "фальсифицированные биологически активные добавки, содержащие запрещенные компоненты", имея в виду, что биологически активные добавки в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" относятся к пищевым продуктам и названный Федеральный закон содержит определение термина "фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия".
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Вместе с тем осуществление уголовного и административного судопроизводства по вводимым законопроектом составам уголовного деяния и административного правонарушения влечет необходимость проведения значительного количества судебных экспертиз, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета. С учетом этого полагаем необходимым доработать финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Так, пунктом 2 статьи 4 законопроекта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 6.22 "Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок". Вместе с тем статья с таким номером уже имеется. Полагаем необходимым в тексте статьи 4 законопроекта цифры "6.22" заменить цифрами "6.28.1".
В связи с изложенным Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.