Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 2-ВС-5714/13
на проект федерального закона N 392886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологических добавок"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" законопроект рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новыми статьями 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий", 238.1 "Оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих запрещённые компоненты", 327.2 "Изготовление и использование поддельных документов на лекарственные средства и медицинские изделия, а также изготовление поддельной упаковки лекарственных средств и медицинских изделий".
Законопроект принципиальных возражений не вызывает. Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее.
В проектной статье 235.1 УК РФ предлагается предусмотреть ответственность за производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). При этом наступившие в результате совершения указанных действий последствия, а равно размер нанесённого ущерба или полученного дохода находятся за рамками состава данного преступления и, исходя из содержания проектной нормы, не должны учитываться при признании деяния преступлением (состав преступления формальный). Между тем санкция указанной проектной статьи предусматривает достаточно строгое наказание - безальтернативное лишение свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом, что существенно превышает наказание, предусмотренное, например, по части второй статьи 171 УК РФ за незаконное предпринимательство, сопряжённое с извлечением дохода в особо крупном размере (на сумму свыше 6 миллионов рублей). Кроме того, за производство фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий в крупном размере проектной статьёй 238.1 УК РФ предусмотрено менее строгое наказание - принудительные работы или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет, а за те же деяния при отягчающих обстоятельствах (в частности смерть человека) - лишение свободы на срок от 5 до 8 лет, что аналогично наказанию, предлагаемому в проектной статье 235.1 УК РФ.
Представляется, что такое законодательное решение не отвечает принципу справедливости, закреплённому статьёй 6 УК РФ, а также юридической технике построения санкций уголовно-правовых норм.
По нашему мнению, санкции проектной статьи 235.1 УК РФ необходимо определить с учётом наказуемости деяний, ответственность за которые предлагается предусмотреть в проектной статье 238.1 УК РФ, в том числе ввиду того, в случае производства фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий эта норма будет являться специальной по отношению к сформулированной в статье 235.1 УК РФ.
Высказанные замечания предлагаем учесть в дальнейшей работе над законопроектом.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.