Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 584734-6 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Физические лица, являющиеся участниками (акционерами) хозяйствующих обществ, в случае уменьшения уставного капитала таких обществ, ликвидации обществ, в случае выбытия из состава участников обществ, могут получать от таких обществ суммы денежных средств (иное имущество), в виде возврата действительной (номинальной) стоимости доли участника (акционера) общества.
В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации, физические лица, получившие доход от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, обязаны предоставить декларацию о своих доходах, а так же исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на доходы физических лиц. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не установлен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм, получаемых физическими лицами акционерами (участниками) общества при уменьшении уставного капитала общества, при ликвидации общества, при ином выбытии физического лица из состава участников общества. В связи с чем, имеет место быть неоднозначность в истолковании и применении правовых норм в налогообложении операций подобного рода.
В правоприменительной практике на сегодняшний момент выработались две противоположные позиции, поддерживаемые как налоговыми органами, Министерством финансов Российской Федерации, так и судами.
Согласно первой позиции, основанной на положениях абзаца 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при выплате физическому лицу сумм в связи с уменьшением уставного капитала, в связи с ликвидацией общества, в связи с выходом из состава участников, налогообложению налогом на доходы физических лиц подлежит вся полученная физическим лицом сумма, без каких-либо вычетов на ранее произведенные расходы, уменьшающих сумму полученного дохода.
Согласно другой позиции, основанной на положениях статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, при выплате физическому лицу сумм в связи с уменьшением уставного капитала, в связи с ликвидацией общества, в связи с его выходом из состава участников, участнику (акционеру) возвращается часть его вклада, внесенного ранее, поэтому никакой экономической выгоды и, следовательно, дохода он не получает. Доход возникает только в том случае, если сумма полученных физическим лицом участником (акционером) средств, превышает размер ранее осуществленного вклада.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. При этом пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации таким основанием признается объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход физического лица. Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить.
Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 3, статьи 41 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод, что законодатель определяет доход для целей исчисления налога на доходы физических лиц в качестве экономической выгоды.
При уменьшении уставного капитала общества, при выходе участника из состава общества, при распределении имущества ликвидируемого общества участнику (акционеру) возвращается часть его вклада (взноса), внесенного (приобретенного) им ранее. Если участнику (акционеру) по вышеуказанным операциям возвращается стоимость имущества (денежные средства) в пределах суммы, равной взносу этого участника (акционера) в уставный капитал или равной сумме затрат на приобретение доли в уставном капитале, экономическая выгода (доход) у участника (акционера) отсутствует, поскольку данные средства не увеличивают имущественное состояние участника (акционера), а лишь уравновешивают его.
Исключения составляют случаи, когда участнику (акционеру) при уменьшении уставного капитала общества, при выходе участника из состава общества, при распределении имущества ликвидируемого общества выплачиваются денежные средства (передается имущество) в размере, превышающем размер его вклада в уставной капитал или размер средств, потраченных им на приобретение доли в уставном капитале.
Только в таком случае есть правовые основания сделать вывод о том, что у участника (акционера) возникает доход (экономическая выгода), который подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Подводя итог, полагаем, что действующее налоговое законодательство необходимо дополнить нормами, устанавливающими порядок налогообложения средств, получаемых участниками (акционерами) обществ в случае уменьшения уставного капитала, при выходе участника из состава общества, в случае распределения имущества ликвидируемого общества.
Предлагается внести изменения в подпункт 2 пункта 2 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающие:
- возможность применения налоговых вычетов в случаях:
- уменьшения уставного капитала с одновременным возвратом стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);
- выхода из состава участников с выплатой средств участнику соразмерно его доли;
- передачи средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества;
- дополнить предложением следующего содержания:
"В случае получения дохода в виде выплаты акционеру (участнику) общества денежной суммы (передачи иного имущества) в связи с уменьшением номинальной стоимости акций (доли), в связи с ликвидацией общества, в связи с выходом из состава участников общества сумма расходов налогоплательщика, связанных с получением данных доходов определяется как сумма средств, внесенных им ранее в уставный капитал или сумма средств, потраченных на приобретение доли в уставном капитале".
Таким образом, будет устранена правовая коллизия по вопросу, обязывающему гражданина Российской Федерации платить налог не с полученного дохода, а с произведенного расхода.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Прогнозируемые расходы при реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в случае его принятия, возникнут, прежде всего, в виде выпадающих доходов при формировании Консолидированного бюджета Российской Федерации в части недоимки по разделу "Налог на доходы физических лиц" в бюджеты субъектов Российской Федерации.
По экспертным оценкам сумма выпадающих доходов по налогу на доходы физических лиц на 2015 и последующие годы может быть спрогнозирована на основании имеющихся статистических данных отчётности за предшествующие периоды.
По данным формы статистической налоговой отчетности "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" форма N 1-НМ, за 2012 год в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в сумме 5 793 056 885 тыс. руб., в том числе налога на доходы физических лиц в сумме 2 260 335 699 тыс. руб.
За период с 1 января 2013 года по 1 декабря 2013 года в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в сумме 5 367 318 464 тыс. руб., в том числе налога на доходы физических лиц в сумме 2 139 381 971 тыс. руб.
По данным статистических сведений о юридических лицах, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, отраженных в "Сведениях о работе по государственной регистрации юридических лиц" форма "1-ЮР":
1) за 2012 год в Российской Федерации было ликвидировано:
- обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью - 41 038 единиц;
- акционерных обществ - 3 792 единиц.
2) за 11 месяцев 2013 года в Российской Федерации было ликвидировано:
- обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью - 34 875 единиц;
- акционерных обществ - 2 550 единиц.
Если предположить, что в результате ликвидации юридических лиц, участникам (акционерам) этих юридических лиц было передано имущество в пределах минимального размера уставного капитала, и эти участники (акционеры) решили воспользоваться (предлагаемым настоящим законопроектом) имущественным налоговым вычетом в полном объеме в пределах своего вклада в уставной капитал ликвидируемых обществ, то:
1) сумма дополнительного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц применительно к 2012 году составила бы 789 580 тыс. руб.:
- при ликвидации обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью - 410 380 тыс. руб. (41 038 единиц х 10 тыс. руб.);
- при ликвидации акционерных обществ - 379 200 тыс. руб. (3 792 единиц х 100 тыс. руб.);
2) сумма дополнительного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц применительно к 11 месяцам 2013 года составила бы 603 750 тыс. руб.:
- при ликвидации обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью - 348 750 тыс. руб. (34 875 единиц х 10 тыс. руб.);
- при ликвидации акционерных обществ - 255 000 тыс. руб. (2 550 единиц х 100 тыс. руб.).
Сумма выпадающего дохода Консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по поступлениям налога на доходы физических лиц за 2012 год составила бы 102 645 тыс. руб. (789 580 тыс. руб. х 13%).
Что составляет 0,0018% от суммы всех налоговых платежей или 0,005% суммы налога на доходы физических лиц, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации за 2012 год.
Сумма выпадающего дохода Консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по поступлениям налога на доходы физических лиц за 11 месяцев 2013 год составила бы 78 488 тыс. руб. (603 750 тыс. руб. х 13%). Что составляет 0,0015% от суммы всех налоговых платежей или 0,004% суммы налога на доходы физических лиц, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации за 11 месяцев 2013 года.
На основании вышеизложенного расчета, можно утверждать, что на 2015 и последующие годы сумма выпадающего дохода Консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации по поступлениям налога на доходы физических лиц составит не более 0,0018% от суммы всех налоговых платежей или не более 0,005% суммы налога на доходы физических лиц, поступившей в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, уменьшение суммарных доходов Консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, вызванное предлагаемыми изменениями статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в применении имущественного налогового вычета при уменьшении уставного капитала, при выходе из состава участников, при передаче средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества, не влечет за собой существенного ущерба доходной части бюджета.
Вместе с тем, предлагаемые изменения позволят ликвидировать причину применения налогоплательщиком налоговых схем, направленных на занижение стоимости недвижимого и иного имущества, передаваемого акционеру (участнику) общества от самого общества, или направленных на полное сокрытие от налогообложения какой-либо информации о полученном акционером (участником) имуществе от общества в случае уменьшения уставного капитала, при выходе из состава участников, в случае ликвидации общества.
Предлагаемое уточнение механизма предоставления имущественного налогового вычета будет способствовать легализации доходов акционеров (участников) и, в связи с этим, увеличению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, позволит уменьшить издержки налоговых органов, связанные с налоговым администрированием предоставления имущественного вычета, который в настоящее время, в большинстве случаев, осуществляется только с участием органов судебной власти.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.